Относительное ухудшение когнитивных навыков, в частности вербальных способностей, в подростковый период может служить независимым предиктором развития психоза в зрелом возрасте — к такому выводу в ходе нового лонгитудинального когортного исследования пришли ученые из Королевского колледжа Лондона (King’s College London), Великобритания, под руководством доктора Джеймса Ш. МакКейба (James H. MacCabe). Причем наиболее неблагоприятным прогностическим признаком британские ученые считают снижение вербальных способностей в возрасте 13–18 лет. Результаты исследования опубликованы онлайн в журнале «JAMA Psychiatry».
Благодаря большому количеству проспективных популяционных исследований стало известно, что у пациентов средних лет с диагностированным психозом в подростковом возрасте наблюдался умеренный когнитивный дефицит. Однако авторы этих исследований отмечают, что остается не выясненным, становится ли этот дефицит более выраженным в зрелом возрасте, поскольку нет работ, которые бы изучали подобный вопрос.
В данной работе для определения взаимосвязи между когнитивными изменениями в отрочестве и риском развития психоза в зрелом возрасте ученые проанализировали данные около 10% всей популяции мальчиков (n=10 717), рожденных в Швеции в 1953, 1967, 1972 и 1977 г. Для этого они изучили 4 шведских популяционных регистра, включая Национальный регистр пациентов, в котором собрана информация о диагнозах, случаях госпитализации и назначении препаратов. Все участники исследования проходили тестирование для определения когнитивных способностей (индуктивное и пространственное мышление, вербальное понимание) в возрасте 13–18 лет.
Проанализировав различные клинические случаи психоза у участников, авторы исследования пришли к выводу, что снижение вербальных навыков происходило при каждом из них (скорригированный относительный риск 0,59; 95% доверительный интервал –0,40… –0,88; р=0,009), по сравнению со здоровыми мальчиками. Ученые обратили внимание, что снижение уровня когнитивных способностей в возрасте 13–18 лет являлось более сильным прогностическим фактором развития психоза в зрелом возрасте, по сравнению с ухудшением вербальных способностей только в 18 лет. Исключение составило биполярное расстройство; при данном виде патологии снижение когнитивного уровня, которое наблюдалось только в 18-летнем возрасте, было значимым предиктором развития психоза.
При оценке результатов исследователи принимали во внимание место жительства участников, уровень образования их родителей и наличие психоза в семейном анамнезе. Случаи возникновения психоза в возрасте ≤25 лет были исключены из исследования, поскольку в таком случае снижение интеллектуального уровня не являлось продромальным симптомом.
Авторы исследования подчеркивают, что, несмотря на изменения со стороны пространственного и индуктивного мышления, ухудшение вербальной составной когнитивной функции оказалось наиболее значимым предиктором. Однако они считают маловероятным предположение о том, что результаты работы отображают снижение когнитивного уровня в подростковом возрасте в популяции в целом. Более того, это указывает на то, что дети, у которых в зрелом возрасте повышен риск развития психоза, не прогрессируют настолько быстро, как их сверстники.
Ученые отмечают, что участниками данной работы были исключительно мальчики, и потому остается неясным, будут ли верны полученные выводы для девочек. В ходе следующих исследований они считают целесообразным изучить тип изменения когнитивной функции с течением времени и определить зависимость этих изменений от нейроанатомических преобразований.
Cassels С. (2013) Cognitive decline in youth may predict adult psychosis. Medscape, Jan. 24 (www.medscape.com/viewarticle/778111).
MacCabe J.H, Wicks S., Löfving S. et al. (2013) Decline in cognitive performance between ages 13 and 18 years and the risk for psychosis in adulthood. A Swedish longitudinal cohort study in males. JAMA Psychiatry, Jan. 16 [Epub ahead of print].
Юлия Котикович