Несмотря на то что расстройства аутического спектра (РАС) считаются в настоящий момент инкурабельными, ученые из Университета Коннектикута (University of Connecticut), США, под руководством доктора Деборы Феин (Deborah Fein) в ходе нового исследования доказали, что у небольшого количества пациентов по мере взросления данный диагноз может быть снят. Результаты работы были опубликованы в «Journal of Child Psychology and Psychiatry».
РАС — группа заболеваний, возникающих вследствие нарушения развития нервной системы и проявляющихся расстройствами адаптации, социальных и коммуникативных навыков, появлением повторяющихся стереотипных движений, трудностями в обучении. Несмотря на то что показатели детей с РАС варьируются в широких пределах, большинство специалистов считают улучшение их социальных и коммуникативных навыков до пределов возрастной нормы недостижимой целью. Однако еще 40 лет назад некоторые ученые обращали внимание на то, что у 1,5% больных аутизмом во взрослом возрасте показатели уже не соответствовали критериям заболевания и диагноз мог быть снят, спустя 30 лет другая группа ученых доказала, что у 17% пациентов через несколько лет после диагностирования патологии ее признаки отсутствовали. Чаще всего такой исход заболевания наблюдался у пациентов с синдромом Аспергера (форма РАС) и с высоким уровнем IQ. В связи с этим основной задачей данной работы была оценка когнитивных, коммуникативных и социальных навыков у детей, которым в раннем детстве был установлен и через некоторое время снят диагноз РАС, а также сравнение этих показателей с данными здоровых и больных аутизмом детей.
В ходе проведенного документального исследования ученые представили сравнительную характеристику (узнавание лиц, коммуникативные и социальные навыки, а также другие симптомы РАС) трех групп детей: 1-ю группу составляли дети с благоприятным исходом заболевания, которым был снят диагноз аутизма (n=34), 2-ю — пациенты с высокофункциональным аутизмом (n=44), 3-ю — здоровые дети (n=34). «Благоприятным исходом заболевания» считали полное исчезновение симптомов РАС и восстановление всех социальных и коммуникативных навыков. Группы были сопоставимы по полу, возрасту и уровню невербального интеллекта, но значительно отличались по уровню вербального интеллекта.
Наилучшие результаты по всем пунктам показали участники 3-й группы. У детей 1-й группы было несколько нарушено узнавание лиц, а у 7 из них ученые отметили расстройство социальных взаимодействий и частые случаи возникновения депрессий, тревоги и импульсивного поведения. Прочие показатели соответствовали возрастной норме. Однако авторы исследования отмечают, что в период раннего развития у участников 1-й группы симптомы РАС были мягче, чем у представителей 2-й, но у них все же отмечены повторяющиеся движения и трудности при общении. В то же время, исследователи указывают, что данные о степени тяжести заболеваний получены от родителей и потому могут быть недостоверными. Ученые подчеркивают, что нельзя исключать у детей 1-й группы наличия слабовыраженного социального нарушения и трудностей в обучении, однако по всем критериям их показатели находились в пределах возрастной нормы.
Исследователи отмечают, что механизм и интерпретация данного явления, а также вопрос о его частоте в данный момент остаются спорными. Неизвестно и то, как изменяется структура головного мозга у пациентов после исчезновения симптомов РАС. Ученые считают, что ответы на эти вопросы должны стать целью дальнейших исследований.
Fein D., Barton M., Eigstiet I-M. et al. (2013) Optimal outcome in individuals with a history of autism. J. Child Psychol. Psychiatry, 54(2): 195–205.
Fiore K. (2013) For Some, Autism May Be a Phase. Medpagetoday, Jan. 17 (www.medpagetoday.com/Pediatrics/Autism/36905).
Юлия Котикович