Российское здравоохранение: от количества к качеству

23 січня 2013 о 10:30
646

21 января 2013 г. министр здравоохранения Российской Федерации (РФ) Вероника Скворцова доложила президенту России Владимиру Путину об итогах развития здравоохранения в 2012 г. Она подчеркнула, что за прошедший год усилились положительные тенденции в здравоохранении, отмечаемые и пациентами, и медицинским сообществом.

Так, по результатам 11 мес 2012 г. продолжается снижение смертности при всех основных заболеваниях: органов крово­обращения — почти на 4%, при инсульте — на 8%, туберкулезе — на 11%, от внешних причин — на 5,6%. На фоне низких показателей онкологической смертности (на уровне передовых стран мира) также сохраняется устойчивая тенденция к их снижению (за 2012 г. — на 1%).

Поскольку с января 2012 г. Россия перешла на регистрацию новорожденных массой тела от 500 г, ожидалось очень высокое повышение младенческой смертности. По прогнозам российских экспертов, оно должно было составлять 30–35%, по данным экспертов ВОЗ — до 100%. По результатам 11 мес младенческая смертность действительно повысилась до 8,8 детей на 1 тыс. родившихся живыми, но это повышение составило 18%. Однако в тех регионах, где уже была налажена трехуровневая система, работали перинатальные центры, несмотря на изменение регистрации, младенческая смертность продолжала снижаться и достигла 6,5, тогда как в тех регионах, в которых система пока еще не заработала, смертность новорожденных составила 11,8 на 1 тыс. родившихся живыми.

В целом за год выживаемость недоношенных и детей с недостаточной массой тела повысилась на более чем 5%.

В. Скворцова подчеркнула, что 2012 г. фактически вывел на постоянный прирост населения с учетом параллельного повышения рождаемости.

Среди других результатов года отмечено значительное улучшение финансового положения медицинских работников. Заработная плата врачей выросла на 13% и составляет почти 33 тыс. руб. (123% средней по экономике страны). У среднего медицинского персонала — на 17% и составляет до 19 тыс. руб. (72% средней зарплаты). В 2013 г. запланирован рост зарплат медицинских работников на 7–8%.

На основе анализа ситуации в здравоохранении в каждом регионе страны в декабре 2012 г. Правительством РФ утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения до 2020 года» (государственная программа). Основными ее целями стали: повышение продолжительности жизни россиян более чем до 74 лет, укрепление здоровья населения в целом и снижение смертности от всех заболеваний более чем на 15%.

Для этого разработаны конкретные действия, а именно:

  • формирование здорового образа жизни и единой профилактической среды на основе тесного взаимодействия между ведомствами и общественными организациями;
  • возвращение с января этого года к всеобщей диспансеризации населения, которая будет ежегодной для детей и регулярной для взрослых в зависимости от возраста и состояния здоровья;
  • внедрение системы мер по повышению качества и доступности медицинской помощи.

Министр отметила, что чрезвычайно важной особой подпрограммой является направление «Материнство и детство». В этот комплекс входит продолжение развития инфраструктуры акушерской и педиатрической службы и, кроме того, согласно поручению президента РФ, разработка специальных мер по укреплению здоровья детей-сирот.

На начало 2011 г. износ инфраструктуры акушерства и педиатрии существенно превышал средний по отрасли. Если в среднем по отрасли он составлял чуть больше 54%, то для системы материнства и детства — был выше 70%. За 2 года в результате реализации программ модернизации фактически было отремонтировано и переоснащено более 110 тыс. детских и акушерских коек и открыто почти 7 тыс. высокотехнологичных коек. Однако с учетом высокого износа для дальнейшего развития остается около 85 тыс. акушерских и педиатрических коек, в том числе более 1 тыс. высокотехнологичных коек реанимации новорожденных и более 2,5 тыс. коек патологии новорожденных, 4,5 тыс. акушерских коек.

До 1 мая 2013 г. планируется утверждение региональных программ развития здравоохранения, что позволит определить объем необходимых инвестиций, прежде всего в материнство и детство.

В части сельской медицины целый блок государственной программы (подпрограмма) посвящен развитию первичной медико-санитарной помощи в разных условиях, в том числе в условиях сельской медицины: с не самой совершенной транспортной инфраструктурой и достаточно низкой плотностью населения. Для того чтобы вопросы были решены, разрабатываются индивидуализированные программы, пересматриваются все нормативы на создание учреждений первого уровня, несколько меняется соотношение врачей и среднего медицинского персонала для сельской местности, совершенно особо решается вопрос по лекарственному обеспечению населения и доступности лекарственного обеспечения.

Так, за последние 2 года существенно расширилась сеть фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), врачебных общих практик, а также врачебных сельских амбулаторий. На территории ФАПов сформированы специальные аптечные пункты, а фельд­шеры прошли курсы повышения квалификации, дающие им право продавать лекарства.

Особая тема — это развитие системы скорой помощи на селе. В рамках программы модернизации 119 тыс. машин скорой помощи оснащены системой ГЛОНАСС, что позволяет передавать на расстоянии электрокардиограмму в центральную районную больницу и круглосуточно иметь возможность проконсультировать и, таким образом, правильно начинать лечить больных прямо на месте, дома или в машине скорой помощи.

В. Скворцова остановилась также на трех принципиальных блоках государственной программы.

Во-первых, это лекарственное обеспечение и его совершенствование, поскольку именно лекарственное обеспечение зачастую определяет качество медицинской помощи. Минздравом подготовлена Стратегия лекарственного обеспечения до 2025 г. и план ее реализации. Стратегия одобрена на заседании правительства. В частности, наряду с организационными и нормативными преобразованиями будут реализованы несколько пилотных проектов по новым методам формирования и удержания цен на лекарства на рынке, а также по устранению межрегиональных различий по лекарственному обеспечению, особенно льготных категорий граждан.

Отдельный, очень важный блок — это совершенствование медицинского образования, повышение квалификации медицинских работников и обеспечение всей системы здравоохранения достаточным количеством медицинских работников с высшим и средним образованием. До 1 мая 2013 г. будет представлено 83 программы комплекса мер по совершенствованию кадровой политики во всех регионах РФ.

Третий блок — это инновационное развитие здравоохранения. В декабре 2012 г. утверждена правительством РФ Стратегия развития медицинской науки, являющаяся одним из главных векторов развития здравоохранения и смыслового содержания медицины.

В целом государственная программа будет реализована в два этапа, и все основные преобразования (организационные, нормативные, инфраструктурные, кадровые) будут закончены в 2015 г. Это позволит полностью сбалансировать систему (программу) государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи россиянам и ее базовую часть, касающуюся обязательного медицинского страхования. Таким образом, будет обеспечено полное финансовое наполнение тарифа в соответствии с порядками и стандартами, которые с января 2013 г. становятся едиными на территории РФ.

В настоящее время утверждено 775 стандартов. Всего будет принято 800 стандартов. С июня 2012 г. проведена полная ревизия всех стандартов, которые готовились в течение 2 лет. Также разработана система электронных классификаторов и обсчитана стоимость каждого стандарта. Это позволило просчитать стоимость, во-первых, каждой нозологической формы и стоимость всей медицинской помощи, которая необходима россиянам. Она ложится в основу формирования программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. К ней прибавляется стоимость широкомасштабных профилактических мероприятий: диспансеризация и программа мотивирования граждан к формированию здорового образа жизни. Это сумма в 2013 г. составит 80 млрд руб. (Прим. ред. — Финансирование здравоохранения РФ в 2012 г. — 680 млрд руб., в 2013 г. оно увеличится до 895 млрд руб., а в 2015 г. запланировано увеличение до 1,46 трлн руб.).

Как отметила В. Скворцова, за последние полгода Минздраву удалось не только изменить систему обоснования финансового наполнения всей системы здравоохранения, но и разработать методику на основе клинико-статистических групп правильного доведения денег до каждого лечебно-профилактического учреждения в зависимости от его профильности. С этого года методика уже внедряется.

Формирование полной базы общенациональных клинических рекомендаций на протяжении 2013 г. — еще одна из насущных задач, которую планирует осуществить Минздрав РФ в сотрудничестве с профессиональными медицинскими сообществами.

Начиная с 2016 г. предусмотрено повышение качественного потенциала здравоохранения, прежде всего путем расширения тех перечней лекарств и медицинских технологий, которые гарантирует государство.

Пресс-служба «Украинского медицинского журнала»
по материалам www.rosminzdrav.ru