В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование (далее — ОМС) — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС; базовая программа ОМС — составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС на всей территории Российской Федерации (РФ) медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам ОМС; территориальная программа ОМС — составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта РФ и соответствующая единым требованиям базовой программы ОМС. Страховщиком по ОМС является Федеральный фонд ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС.
Стоимость утвержденных в субъектах РФ территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в 2012 г. составила 611,8 млрд руб. Стоимость базовой программы ОМС на 2013 г. в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» составляет 985,4 млрд руб. Предусмотренное увеличение на 373,6 млрд руб. позволяет осуществить расходы на:
– применение вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения);
– выплату врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам врачей-терапевтов участковых, врачам-педиатрам участковым, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), а также медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1074 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов (далее — Программа), которой установлены средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.
Так, Программой на 2013 г. сокращен норматив объема медицинской помощи в стационарных условиях (2,558 койко-дней на 1 жителя, по ОМС — 1,74 койко-дней на 1 застрахованного) по сравнению с 2012 г. (2,78 койко-дней на 1 жителя, по ОМС — 1,894 койко-дней на 1 застрахованного).
Согласно комментариям Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС, данный норматив утвержден с учетом того, что фактическое число койко-дней в круглосуточных стационарах в 2011 г. (2,658) ниже установленного норматива (2,78), а также в соответствии с ежегодной тенденцией к снижению фактически выполненных койко-дней. Норматив на 2013 г. установлен 2,635 койко-дня с учетом паллиативной медицинской помощи, что соответствует фактическому значению 2011 г. и наблюдаемым тенденциям.
Сокращение объема стационарной медицинской помощи в субъекте РФ можно осуществлять за счет более эффективного использования коечного фонда (перепрофилизации и реструктуризации коечного фонда), уменьшения средней длительности пребывания больного на койке в соответствии со стандартами медицинской помощи и увеличения оборота койки, а не за счет необоснованного сокращения коек.
Наряду с перепрофилизацией и реструктуризацией коечного фонда должны активнее развиваться стационарозамещающие технологии. В Программе на 2013 г. предусмотрено значительное увеличение объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров, с 0,59 пациенто-дней на 1 жителя в 2012 г. до 0,63 пациенто-дней на 1 жителя в 2013 г., в том числе в рамках базовой программы ОМС: с 0,49 пациенто-дней на 1 застрахованное лицо в 2012 г. до 0,59 пациенто-дней на 1 застрахованное лицо в 2013 г.
С учетом внедрения с 2013 г. порядков оказания медицинской помощи, изменение норматива койко-дней не повлечет за собой изменения численности врачей.
Анализ выполнения объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях в рамках территориальных программ государственных гарантий в 2011 г. показывает исполнение показателя на уровне 9,46 посещений на 1 жителя при установленном нормативе 9,7 посещений, в разрезе субъектов РФ минимальный показатель — 6,1; максимальный — 14,1 посещений на 1 жителя. В 60 субъектах РФ установленный на 2011 г. норматив не выполнен и в среднем составлял 8,6 посещений на 1 жителя.
Утверждение норматива посещений, превышающего возможности медицинских организаций, мотивирует установление неверных ориентиров для врачей, что приводит к завышению показателей и недостоверной отчетности.
В Программе на 2013 г. установлены средние значения норматива объема амбулаторной медицинской помощи с учетом кратности посещений в одном обращении в связи с заболеванием (2,6–3,2). Объем амбулаторной медицинской помощи на 1 человека на 2013 г. составит 8,35–9,61 посещения, что позволит субъектам РФ учитывать особенности своих регионов и не снижать доступность амбулаторной медицинской помощи.
Таким образом, для большинства субъектов РФ установленный норматив означает увеличение количества посещений. Количество посещений не является критерием определения качества оказываемой медицинской помощи и не обусловливает другие показатели качества.
Программой установлены эффективные способы оплаты медицинской помощи на прикрепленное население с учетом оценки, достигнутых показателей, характеризующих качество предоставления медицинской помощи, и мотивирующих медицинский персонал повышать уровень качества медицинской помощи.
Программой на 2013 г. установлен средний норматив объема скорой медицинской помощи, который позволит субъектам РФ установить территориальный норматив с учетом особенностей каждого региона.
Фактическая стоимость одного вызова скорой медицинской помощи в 2011 г. составляла 991,9 руб. Норматив, установленный Программой на 2013 г., увеличен на 443,7 руб. и составил 1435,6 руб. на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств ОМС.
Кроме того, на 38,9% увеличен норматив расхода на оказание медицинской помощи, оказываемой в иных условиях, включающий расходы на санитарную авиацию.
Подушевой норматив финансирования Программы на 2012 г. составлял 7633,4 руб., на 2013 г. он увеличен на 18,3% и составляет 9032,5 руб., в 2014 и 2015 г. — 10294,4 и 12096,7 руб. соответственно.
Подушевой норматив финансирования Программы государственных гарантий за счет средств ОМС в 2013 г. увеличен на 44,8% по сравнению с 2012 г. и составил 5942,5 руб. на 1 застрахованного (в 2012 г. — 4102,9 руб.), что связано с переходом на одноканальное финансирование медицинской помощи за счет средств ОМС.
Пресс-служба «Украинского медицинского журнала»
по материалам www.rosminzdrav.ru, www.rg.ru