Как известно, проблема дефицита железа у детей первого года жизни является глобальной в педиатрической практике. Железодефицитная анемия(ЖДА) чаще всего развивается у детей первого года жизни, обычно в 5–6-месячном возрасте, когда масса тела ребенка удваивается и антенатальные запасы железа в его организме истощаются. Фактором риска также является искусственное вскармливание ребенка смесями, содержащими недостаточное количество железа.
Результаты недавно проведенных в нескольких медицинских институтах США исследований свидетельствуют о влиянии дефицита железа у детей на развитие познавательных функций, а именно внимания и узнавания. В исследование были включены 38 детей с ЖДА с уровнем гемоглобина ниже 110 г/л и отклонением менее 2 индикаторов содержания железа в сыворотке крови, 28 детей — с дефицитом железа без развития анемии и 21 ребенок — с достаточным содержанием железа. Дети с ЖДА проявляли меньший интерес к новым объектам и явлениям, чем дети с нормальным уровнем железа. В группе детей с дефицитом железа без анемии показатели развития познавательной функции и восприятия были на среднем уровне. Дети с ЖДА также демонстрировали более низкие уровни узнавания, чем дети без ЖДА. При этом более выраженное влияние железодефицитной анемии на развитие познавательных функций отмечали у детей с низкими показателями развития социально-эмоциональной сферы.
Хотя исследования проводились в группах детей в возрасте 9–12 мес, ученые считают, что когнитивный и социально-эмоциональный дефицит может проявляться и раньше. Дефицит этих процессов, выявляемый в раннем возрасте, имеет непосредственную связь с развитием интеллектуальных способностей в детском возрасте.
По материалам www.pediatrics.aappublications.org
© Bestmoose/Dreamstime.com/Dreamstock.ru