Прием омега-3-полиненасыщенных жирных кислот улучшает технику чтения

11 вересня 2012 о 15:28
761
Спеціальності :

Прием омега-3-полиненасыщенных жирных кислот улучшает технику чтенияВ новом исследовании ученые из Окс­фордского университета (Oxford University), Великобритания, доказали, что ежедневный дополнительный прием докозагексаеновой кислоты (ДГК) способен улучшить поведение и технику чтения у здоровых, но труднообучаемых детей. Результаты исследования, проведенного под руководством Александры Дж. Ричардсон (Alexandra J. Richardson), опубликованы онлайн в журнале «PLoS ONE».

ДГК — омега-3-полиненасыщенная жирная кислота (ПНЖК), содержащаяся в рыбе, морских продуктах и водорослях. Рацион питания современного человека содержит недостаточное количество ДГК, что может приводить к различным нарушениям, как физическим, так и умственным. В предыдущих исследованиях ученые уже отмечали положительное влияние ДГК на обучение и поведение, однако в большинстве из них принимали участие дети с психофункциональными нарушениями, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности или нарушение координационного развития.

Участниками данного исследования, длившегося 4 мес, стали 362 здоровых ребенка в возрасте 7–9 лет, обучавшихся в начальной школе и испытывавших трудности при чтении. Перед началом исследования у детей проверяли скорость чтения и состояние кратковременной памяти. Учителя и родители давали оценку их поведению. Технику чтения и кратковременную память определяли с помощью теста Британской шкалы способностей (British Ability Scales — ВAS), который является достаточно чувствительным для определения изменений, произошедших в течение указанного периода. Изменение поведения оценивали с помощью Оценочной шкалы Коннера (Conners’ Rating Scales — CRS). Дети были разделены на 2 группы. Участники 1-й группы принимали препарат из морских водорослей, содержащий 600 мг ДГК, 2-й — плацебо с аналогичным вкусом. Прием препарата контролировали учителя и родители.

Исследователи установили, что в том случае, когда в начале исследования показатели чтения детей были на 50% ниже, чем средний уровень их сверстников, дополнительный прием ДГК ускорял процесс улучшения этого навыка на 0,8 мес по сравнению с группой плацебо. Если же в начале исследования показатели чтения детей были на 10% ниже, чем средний уровень школьников из общей выборки, чтение улучшалось на 1,9 мес быстрее по сравнению с участниками 2-й группы. Статистически значимых изменений показателей кратковременной памяти не выявлено, однако родители отметили изменения в поведении детей 1-й группы, принимавших участие в исследовании.

В будущем ученые собираются проверить полученные результаты на большем количестве школьников, испытывающих трудности при обучении.

Paddock C. (2012) Omega 3 could help improve children’s reading skills. Medicalnewstoday. Sep. 10. (www.medicalnewstoday.com/articles/250008.php).

Richardson A.J., Burton J.R., Sewell R.P. (2012) Docosahexaenoic acid for reading, cognition and behavior in children aged 7–9 Years: a randomized, controlled trial (The DOLAB Study). PLoS ONE, Sep. 6 [Epub ahead of print].

Юлия Котикович