Давно известно, что у детей, рожденных преждевременно, чаще наблюдается замедление умственного развития. Ученые из Медицинского центра Колумбийского университета (Columbia University Medical Center), Нью-Йорк, США, в новом исследовании, результаты которого опубликованы в журнале «Pediatrics», доказали, что дополнительные пару недель, проведенных внутриутробно, оказывают большое влияние на когнитивные способности, в том числе при рождении ребенка на сроке 37–41 нед гестации.
Исследователи под руководством доктора Кимберли Нобле (Kimberly Noble) проанализировали данные о 128 тыс. детей, рожденных в Нью-Йорке в период 1980–1990 гг. на сроке 37–41 нед гестации и посещавших в последующем государственные школы. Ученые сравнивали результаты тестов по математике и чтению, которые дети проходили в 3-м классе. При оценке данных учитывали факторы, способные оказать влияние на результаты: акушерские осложнения при родах, масса тела при рождении, социальные и экономические особенности семьи.
Оказалось, что способности детей, родившихся на 37–38-й и 39–41-й неделе гестации значительно различались. Так, дети в среднем набирали по 50 баллов при тестированиях как по математике, так и чтению. Причем оценка у школьников, рожденных на 41-й неделе была на 1 балл выше, чем у тех, кто родился на 37-й. Такое различие эквивалентно 1,5 балла IQ-теста. Исследователи установили, что каждая дополнительная неделя гестации улучшала успеваемость по указанным предметам. Например, у детей, рожденных на 37-й неделе, риск возникновения слабовыраженной — на 14%, средней — на 23%, тяжелой неуспеваемости по чтению — на 33% выше, чем у тех, кто родился на 41-й неделе. У детей, рожденных на 38-й неделе гестации, риск возникновения слабовыраженной неуспеваемости выше лишь на 8%.
Ученые подчеркивают, что полученные результаты вовсе не доказывают, что ранний срок родов замедляет развитие мозга (так как допускается существование других факторов, которые привели как к более ранним родам, так и снижению успеваемости), однако рекомендуют женщинам, которые могут контролировать срок родов, например при плановом кесаревом сечении, учитывать это.
Noble K.G., Fifer W.P., Rauh V.A. et al. (2012) Academic Achievement Varies With Gestational Age Among Children Born at Term. Pediatrics, July 2 [Epub ahead of print].
Юлия Котикович