Раннее начало лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности положительно влияет на успеваемость

26 червня 2012 о 16:39
999

Исследователи из Школы медицины Маунт-Синай (Mount Sinai School of Medicine), Нью-Йорк, США, доказали, что раннее начало лечения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) снижает риск плохой успеваемости при переходе детей из начальной школы в среднюю.

СДВГ — широко распространенное состояние у детей дошкольного и школьного возраста. Существует множество теорий относительно этиологии синдрома (генетические, перинатальные, постнатальные и социальные факторы), однако доказанной является его нейробиологическая природа. СДВГ проявляется нарушением внимания, гиперактивностью, импульсивностью и может приводить к проблемам с мелкой и крупной моторикой, коммуникативными навыками, а также ухудшению успеваемости в школе.

В исследование были включены 11 872 ребенка из Исландии, рожденных с 1994 по 1996 г. и сдававших тестовые экзамены в школе в 4-м и 7-м классах. Около 8% детей получали лечение от СДВГ во время обучения в школе. Из них 96% принимали метилфенидат, 9% дополнительно принимали атомоксетин и 34% — другие психотропные препараты.

Ученые выявили, что у детей, которые начали принимать препараты от СДВГ между 4-м и 7-м годом обучения, снижался уровень успеваемости, по крайней мере, на 5 прецентилей по сравнению с детьми без СДВГ. Имелись различия и между уровнем успеваемости детей с СДВГ, начавших лечение в разное время. Так, более позднее начало терапии (с 25-го по 36-й месяц после окончания 4-го класса) приводило к более заметному ухудшению успеваемости по сравнению с ранним лечением (до 12 мес после окончания 4-го класса).

На 73% ухудшились показатели по математике у тех школьников, которые начали принимать препараты позже, и на 41% — у тех, которые начали принимать препараты раньше. Сроки начала лечения СДВГ не значительно повлияли на снижение успеваемости по гуманитарным предметам. При раннем и позднем начале приема препаратов она снизилась на 43 и 39%, соответственно. Исследователи оценили полученные результаты. Оказалось, что при позднем начале лечения относительный риск (ОР) снижения успеваемости по математике составил 1,7 (95% доверительный интервал (ДИ) 1,2–1,4), а по гуманитарным наукам — 1,1 (95% ДИ 0,7–1,8). Кроме того, отмечены половые отличия влияния начала лечения на снижение успеваемости. У девочек ОР составил 2,7 (95% ДИ 1,2–6,0), у мальчиков — 1,4 (95% ДИ 0,9–2,0). Исследователи объясняют это тем, что у девочек в основном больше выражена невнимательность, а у мальчиков — гиперактивность.

Ученые признают некоторую ограниченность данного исследования. В частности, не принимались во внимание тяжесть СДВГ, наличие сопутствующих заболеваний и посещение ребенком сеансов поведенческой терапии. Возможно, дети, начавшие лечение раньше, получали больше поддержки в семье, что способствовало повышению их успеваемости.

Neale T. (2012) Early ADHD Treatment May Save Math Skills. MedPage Today, June 25 (http://www.medpagetoday.com/Pediatrics/ADHD-ADD/33441).

Zoëga H., Rothman K.J., Huybrechts K.F. et al. (2012) A population-based study of stimulant drug treatment of ADHD and academic progress in children. Pediatrics, June 25 [Epub ahead of print].

Юлия Котикович