Создано новое эффективное средство для лечения депрессии

24 квітня 2012 о 14:37
1285

Создано новое эффективное средство для лечения депрессииСпециально разработанная для компьютеризированной когнитивно-бихевиоральной терапии игровая среда SPARX (Smart, Positive, Active, Realistic, X-factor thoughts) может стать новой альтернативой традиционным методам консультирования подростков, страдающих депрессивными расстройствами (ДР).

Участниками мультицентрового рандомизированного контролируемого исследования стали 187 пациентов с ДР умеренной тяжести в возрасте 12–19 лет. При этом лица с тяжелыми ДР, с риском суицидального поведения или членовредительства, а также с серьезными психическими заболеваниями были исключены из исследования. Все больные были рандомизированы на две группы — для лечения 1-й группы (n=94) применяли SPARX (7 модулей в течение 4–7 нед), пациенты 2-й группы (n=93) получали стандартную терапию, включавшую личные беседы с клиническими психологами.

Напомним, что когнитивно-бихевиоральная психотерапия — одно из направлений современной психотерапии, опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь — мышления) в возникновении различного рода психологических проблем. Благодаря относительной четкости наработанных техник стандартизированный метод когнитивно-­бихевиоральной терапии можно использовать в том числе и для самопомощи (пациентами и членами их семей) — в этом случае вмешательство психотерапевта носит минимальный, в основном контролирующий характер. Данный метод получил широкое распространение при терапии депрессий и различного рода фобий.

Согласно результатам проведенного исследования подростки группы SPARX продемонстрировали более существенный прогресс в лечении ДР согласно оценкам по Обновленной шкале рейтинга депрессии у детей (Children’s Depression Rating Scale-Revised) по сравнению с пациентами 2-й группы, получавшими очные консультации: различие между средними показателями групп составило 2,73 балла (95% доверительный интервал (ДИ) от –0,31 до 5,77; p=0,079). Доля больных, достигших ремиссии, также была больше в группе SPARX — 31 (43,7%) пациент, чем в контрольной — 19 (26,4%) пациентов; средняя разность указанных показателей составила 17,3% (95% ДИ от 1,6% до –31,8%; p=0,03). При этом доля ответа на терапию статистически значимо не отличалась в обеих группах: 47 (66,2%) пациентов — в группе SPARX, 42 (58,3%) подростков — в контрольной группе, средняя разность — 7,9% (95% ДИ от –7,9 до 24%; p=0,332).

Вероятность возникновения побочных эффектов была примерно равной в обеих группах.

По словам авторов исследования Салли Н. Мерри (Sally N. Merry) и ее коллег из отдела психологической медицины Оклендского университета (Department of Psychological Medicine, University of Auckland), Новая Зеландия, менее 1/5 людей молодого возраста с ДР получают надлежащее лечение, частично из-за того, что подростки не склонны следовать рекомендациям традиционной медицины. Компьютеризированная игровая среда открывает широкие возможности для терапии именно этого контингента больных.

SPARX представляет собой интерактивную фантастическую игру, выполненную в 3D-графике, дизайн которой предусматривает проведение когнитивно-бихевиоральной терапии для лечения клинических проявлений депрессии. В ней используется сочетание вида от первого лица, позволяющего отождествить себя с главным героем игры, и вид от третьего лица. Последний позволяет пациенту выбрать свое игровое воплощение и решить ряд задач, чтобы восстановить баланс в фантастическом мире, который захвачен Мрачными мыслями (GNATs — Gloomy Negative Automatic Thoughts). В конце каждого из 7 уровней-модулей пользователь взаимодействует с «проводником», который определяет настроение игрока, помогает разобраться в его переживаниях, выдает инструкции и задания, которые затем следует выполнить в реальной жизни.

У пациентов группы SPARX наблюдалась довольно высокая приверженность лечению: 86% из них завершили ≥4 из 7 модулей, а 62% сообщили, что выполнили практически все задания в реаль­ной жизни. Для сравнения: в группе стандартной терапии подростки посетили в среднем 4,8 консультационных сессий из 20 рекомендованных.

Как полагает С.Н. Мерри, SPARX является эффективным ресурсом для подростков с депрессивной симптоматикой. Эта игровая среда работает по крайней мере так же хорошо, как стандартное лечение, при этом она существенно дешевле и проще в использовании. Это может обеспечить доступ к терапии для тех людей молодого возраста, которые не заинтересованы в стандартной психотерапии.

Garcia J. (April 23, 2012) Computer Program May Help Adolescents With Depression. Medscape (www.medscape.com/viewarticle/762468).

Merry S.N., Stasiak K., Shepherd M. et al. (2012) The effectiveness of SPARX, a computerised self help intervention for adolescents seeking help for depression: randomised controlled non-inferiority trial. BMJ, 344: e2598.

Алина Жигунова
© Cookelma/Dreamstime.com/Dreamstock.ru