Выявлены новые опасности стероидной терапии

2 березня 2012 о 17:05
1347

Выявлены новые опасности стероидной терапииПо результатам крупного исследования, проведенного французскими и британскими учеными, выявлено, что при проведении терапии пероральными кортикостероидами (КС) у пациентов существенно возрастает риск развития психических расстройств, особенно суицидального поведения, а также депрессии, маний и панических атак.

В исследовании изучены данные всех взрослых пациентов, зарегистрированных в системе семейной медицины Великобритании в течение 18 (1990–2008) лет в рамках программы THIN (Health Improvement Network). За это время 372 696 пациентам было назначено 786 868 курсов терапии пероральными КС. Средний возраст пациентов, получавших КС, составил 57,5 года; 59,1% из них — женщины; 24% имели в анамнезе указания на перенесенные психические расстройства. Среди этой группы пациентов за 18 лет отмечены 109 случаев суицидального поведения (90 — попытки суицида, 19 — суицид) и зарегистрировано 10 220 случаев тяжелых психических расстройств (ТПР). Для первого курса терапии КС частота ТПР составила 22,2 на 100 человеко-лет. По сравнению с лицами, имеющими аналогичные заболевания, однако не получавшими КС, среди больных, принимающих КС, достоверно чаще отмечаются такие симптомы, как суицидальное поведение, бред, мания и депрессия, а также панические атаки. При этом попытки суицида совершаются пациентами, получающими КС, почти в 7 раз чаще (таблица).

Таблица Риск возникновения некоторых неблагоприятных последствий у пациентов, принимавших КС
Симптом Отношение рисков 95% доверительный интервал
Суицидальное поведение 6,89 4,52–10,50
Бред/спутанность сознания 5,14 4,54–5,82
Мания 4,35 3,67–5,16
Депрессия 1,83 1,72–1,94
Панические атаки 1,45 1,15–1,85

Также в ходе исследования выявлено, что у людей старшего возраста, получающих КС, чаще регистрируют бред, спутанность сознания, манию, в то время как молодые пациенты (в возрасте <30 лет) более склонны к совершению суицида. Кроме того, женщины оказались более подвержены риску развития депрессии, в то время как у мужчин чаще наблюдалась мания. Закономерно, что те люди, у которых ранее уже отмечались какие-либо психические расстройства, имели более высокий риск развития подобных побочных эффектов на фоне терапии КС. Установлена и прямая зависимость вероятности возникновения подобных явлений от дозы КС. Заслуживает внимания тот факт, что при повторных курсах КС риск развития психических расстройств достоверно снижается.

«Пациенты, применяющие КС, не всегда осведомлены о том, что некоторые изменения со стороны психической сферы у них могут быть вызваны стероидной терапией, — заявил Лоренс Фарде (Laurence Fardet) руководитель исследовательской группы из Больницы Сан-Антуан (Hôpital Saint-Antoine) при Университете Пьера и Марии Кюри (Université Pierre-et-Marie-Curie), Париж, Франция. — Они полагают, например, что новые симптомы являются осложнениями их основного заболевания или самостоятельной болезнью. Потому врачи должны иметь представление о том, что на самом деле эти психоневрологические побочные эффекты отмечаются довольно часто и потенциально опасны для жизни пациентов. Необходимо информировать о возможности возникновения таких изменений, как самого больного, так и его семью; кроме того, следует полностью оценивать все риски при назначении пациентам стероидных препаратов».

По данным исследователей, около 1% населения прогрессивных стран получают терапию КС в какой-то период своей жизни, и значение КС в терапии аутоиммунных заболеваний, а также в трансплантологии растет с каждым годом, потому эта группа препаратов нуждается в максимально тщательном изучении на популяционном уровне.

Е. Шервуд Браун (E. Sherwood Brown), профессор психиатрии из Юго-Западного медицинского центра Техасского университета (University of Texas Southwestern Medical Center), Даллас, США, в интервью «Medscape Medical News» добавила, что прием КС также отражается на когнитивной сфере, кратковременной памяти; причем подобные побочные эффекты среди пациентов пожилого возраста могут иметь даже большее рапространение, чем депрессия или мания. По мнению Е.Ш. Браун, этот вопрос также необходимо изучать более глубоко.

Brauser D. (2012, March 1) Glucocorticoids Linked to Suicide, Neuropsychiatric Disorders. Medscape (www.medscape.com/viewarticle/759566).
Fardet L., Petersen I., Nazareth I. (2012) Suicidal Behavior and Severe Neuropsychiatric Disorders Following Glucocorticoid Therapy in Primary Care. Am. J. Psychiatry, Feb 17 [Epub ahead of print].

Алина Жигунова