В свете реформирования экстренной медицинской помощи в Украине, направленной на повышение ее эффективности и доступности для населения страны, интересным и полезным может быть опыт внедрения в работу Николаевской городской станции скорой медицинской помощи (ГССМП) современного телеметрического оборудования для передачи электрокардиограммы (ЭКГ) по телефону.
Применение оборудования для дистанционной передачи ЭКГ по телефонным линиям связи в бывшем Советском Союзе началось с появлением в 70-е годы ХХ ст. системы аналогового комплекса «Волна». Необходимость такого подхода к диагностике кардиологических заболеваний была вызвана недостаточно высоким уровнем подготовки фельдшерского и врачебного состава бригад скорой медицинской помощи (СМП) по части диагностики редко отмечающихся и сложно распознаваемых феноменов на ЭКГ пациентов.
Если явный острый инфаркт миокарда, сопровождающийся характерной клинической картиной и общеизвестными изменениями на ЭКГ, сложностей в диагностике не вызывает, то безболевые и заднестеночные инфаркты, сложные нарушения ритма, случаи загрудинной боли невыясненного генеза часто ставят в тупик даже достаточно опытных специалистов бригад СМП, не имеющих углубленной подготовки в сфере кардиологии.
Безусловно, можно ставить задачу тщательной кардиологической подготовки специалистов СМП, но необходимо давать себе отчет, что обеспечение всеобщей электрокардиографической грамотности хотя бы на уровне специалиста-кардиолога первой категории, не говоря уже о высшей, к тому же без практики работы в отделении кардиологии, является недостижимой задачей.
Именно поэтому во всем мире такое широкое распространение получают телемедицинские системы, когда помощь в диагностике сложных случаев оказывает высококвалифицированный врач, дежурящий на приемной станции и имеющий возможность получать данные объективных обследований по каналам связи.
Ответ на вопрос, существует ли необходимость оснащения машин скорой помощи телеметрическим оборудованием, с учетом того, что лишь малая часть машин обеспечена качественными электрокардиографами, а квалифицированных кардиологов для укомплектования круглосуточно работающих бригад, как правило, катастрофически не хватает, может быть только одним — конечно, существует. Не стоит даже сравнивать качество ЭКГ-диагностики, проведенной в одном случае по 12-канальной синхронной ЭКГ цифрового качества лучшими кардиологами региона, работающими в дистанционно-диагностическом центре СМП, а в другом — специалистом, не имеющим серьезного опыта расшифровки ЭКГ, по ленточке одноканального прибора типа «Малыш« или его аналогов.
Наиболее доступным и широко распространенным средством связи является обычный или мобильный телефон. Стремительное развитие телекоммуникационных технологий в последние годы позволяет по-новому взглянуть на возможности, предоставляемые медицине, в первую очередь, врачам скорой помощи, оборудованием для передачи ЭКГ по телефону.
Несмотря на обилие моделей транстелефонных электрокардиографов, предназначенных для аналоговой передачи ЭКГ на базе методов, отработанных на системе «Волна«, профессиональных цифровых 12-канальных транстелефонных электрокардиографов на международном медицинском рынке совсем немного. Одним из таких приборов является отечественный транстелефонный ЭКГ-комплекс «Телекард» харьковского производства.
«Телекард» обеспечивает цифровую передачу стандартной синхронной 12-канальной ЭКГ с использованием любых каналов голосовой связи — проводных телефонных линий, мобильных каналов связи, радиостанций любого типа и любого диапазона, а также использует собственные алгоритмы оцифровки, кодирования и передачи ЭКГ. Высочайшая степень помехозащищенности позволяет передавать ЭКГ по телефонным линиям любого качества, вплоть до сельских коммутаторов. При необходимости, ЭКГ может быть передана даже поверх разговора, транслируемого по телефонной линии.
Аппарат обеспечивает запись 10-секундного фрагмента стандартной 12-канальной ЭКГ и его передачу по телефону в течение 2 мин. В среднем на проведение одной консультации требуется 5–6 мин. Дозвон, переговоры, передача ЭКГ и последующая консультация проводится в режиме одного звонка. Использовать прибор может любой обученный пользователь, в том числе средний и младший медицинский персонал.
Высокое качество регистрируемых ЭКГ и возможность работы на любых телефонных линиях стали основанием для выбора «Телекарда» в качестве технической базы созданного в Николаевской ГССМП службы дистанционной ЭКГ-диагностики с кардиологическим дистанционным пультом. Это позволило принимать ЭКГ из квартиры больного, из любой точки города и предоставлять круглосуточную оперативную консультацию кардиолога. В 2007–2008 гг. закуплены 18 передатчиков «Телекард» и приемная станция, установленная в помещении ГССМП.
В настоящее время из 29 машин Николаевкой ГССМП 6 (20,6%) являются специализированными бригадами интенсивной терапии (БИТ), еще 18 — оснащены передатчиками «Телекард». Таким образом, порядка 80% бригад ГССМП имеют реальную возможность вести высококвалифицированную кардиодиагностику непосредственно у постели больного. Работе с передающим устройством «Телекард» обучены 72 бригады СМП, что позволяет использовать аппаратуру в круглосуточном режиме.
За 9 мес 2010 г. Николаевская ГССМП обслужила 277 280 вызовов, из них 12 885 (16,6%) — выезды бригады интенсивной терапии и реанимации; 7545 ЭКГ выполнены дистанционно с помощью оборудования «Телекард».
По статистике за 9 мес 2010 г. вклад в общее количество вызовов БИТ составили: острый инфаркт миокарда — 3,2%, ишемическая болезнь сердца — нестабильная стенокардия — 2%, ишемическая болезнь сердца — нарушение ритма — 18,7%. Из 425 случаев острого инфаркта миокарда — 166 (39,1%) выявлены с помощью дистанционной передачи ЭКГ.
В качестве иллюстрации эффективности применения дистанционного ЭКГ-оборудования ниже приведен один из случаев помощи больному персоналом фельдшерской бригады СМП с использованием комплекса «Телекард». Передача ЭКГ выполнялась из квартиры пациента.
Описание клинического случая купирования суправентрикулярной пароксизмальной тахикардии у больной М.М. Мартыновой, 72 года.
Фельдшерская бригада СМП передала в 18:47 26.01.2009 г. на кардиологический дистанционный пульт ЭКГ, на которой зарегистрирована у пациентки М.М. Мартыновой суправентрикулярная пароксизмальная тахикардия, ЧСС — 192 уд./мин. Врачом кардиологического дистанционного пульта было уточнено, что артериальное давление у пациентки на момент вызова — 100/60 мм рт. ст, рабочее — 130/80 мм рт. ст, и была дана рекомендация фельдшеру ввести внутривенно: раствор верапамила гидрохлорида 0,25% — 4,0 мл вместе с мезатоном 1% — 0,2 мл на 10,0 мл физиологического раствора.
После введения, через 10 мин, была повторно передана ЭКГ, где зафиксирован синусовый ритм с ЧСС 85 уд./мин и повторно измерено артериальное давление — 130/70 мм рт. ст.
Таким образом, после передачи ЭКГ фельдшеру были даны квалифицированные рекомендации по оказанию экстренной медицинской помощи и в течение 10 мин у пациентки был восстановлен синусовый ритм и показатели гемодинамики.
После внедрения транстелефонного оборудования произошли существенные изменения в практике работы бригад Николаевской ГССМП:
- в связи с тем, что все общепрофильные бригады оснащены передатчиками «Телекард», появилась возможность направлять их на любой вызов, даже к пациенту с кардиологической патологией, если нет свободной специализированной бригады;
- увеличилось количество диагностированных атипичных форм инфаркта миокарда;
- изменился порядок работы с кардиологическими пациентами. Если на переданной ЭКГ зарегистрирован инфаркт, общепрофильная бригада вводит наркотические анальгетики до приезда спецбригады. При нарушениях ритма кардиолог по телефону дает совет и проводит контроль ЭКГ после введения антиаритмических средств.
Приказом по ГССМП города Николаева введена обязательная регистрация ЭКГ, при необходимости — дистанционная, при любых заболеваниях, за исключением травм и родов.
Таким образом, оперативное выявление кардиологической патологии с помощью транстелефонной ЭКГ позволяет провести правильную дифференцированную диагностику и принять правильное решение по оказанию медицинской помощи пациентам без вызова специализированной БИТ. Тем самым осуществляется значительная экономия средств, БИТ не направляются на необоснованные вызовы и врачи имеют возможность больше времени уделить тяжелым кардиологическим пациентам. А это — своевременно оказанная помощь, это сохраненная жизнь!
По материалам med-ved.mk.ua
© Nikolais/Dreamstime.com/Dreamstock.ru