Истоки и распространенность интеллектуальных дисфункций у детей
Интеллектуальный дефицит — состояние, определяемое наличием трудностей в познавательных процессах, обучении, коммуникации, запоминании, принятии решений и суждениях. Поиск этиологических факторов подобных нарушений в большинстве случаев затруднен. По данным J. Bourke, N. de Klerk, T. Smith и соавторов (2016), распространенность интеллектуального дефицита у детей, родившихся в Австралии за период 1983–2005 гг., составила 17 на 1000 живорожденных младенцев по сравнению с более ранними оценками, зафиксированными в 1983–1992 гг., — 14,3 на 1000 детей. По словам авторов, указанные отличия можно объяснить главным образом повышением распространенности легких и умеренных когнитивных нарушений.
В настоящее время применение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) приобретает все большую актуальность. Так, в Австралии около 4,3% детей рождается в результате применения ВРТ. В то же время, по существующим данным, активное использование указанных технологий ассоциируется с повышением риска формирования интеллектуальных дисфункций у новорожденных. Результаты отдельных исследований свидетельствуют, что механизмы подобного влияния могут быть обусловлены рядом возможных факторов. В частности, процедуры ВРТ могут выступать в роли триггера эпигенетических процессов у развивающегося эмбриона, приводя к формированию тех или иных нарушений. Кроме того, обращаемость к подобного рода технологиям репродукции обусловлена особенностями соматического статуса будущих родителей и их возрастом. Это является причиной возрастания риска осложнений беременности, неблагоприятных перинатальных исходов и врожденных дефектов развития у ребенка, которые, в свою очередь, определяют более высокий риск неврологических осложнений. Тем не менее в настоящее время представлено лишь несколько исследований, посвященных изучению взаимосвязей между ВРТ и интеллектуальными дисфункциями, а имеющиеся результаты достаточно противоречивы.
Вспомогательные репродуктивные технологии и интеллектуальные дисфункции у новорожденных
В новой работе, данные о которой опубликованы онлайн в журнале «Pediatrics» 30 ноября 2018 г., представлены результаты анализа причин, а также вероятных взаимосвязей между применением ВРТ и развитием у ребенка интеллектуальной недостаточности. Цель исследования — изучить потенциальные риски формирования интеллектуальных дисфункций у детей, рожденных с помощью ВРТ, по сравнению с детьми контрольной группы и описать известные причины интеллектуального дефицита в каждой из анализируемых подгрупп. В представленной работе проведена оценка популяционных данных из выборки младенцев, рожденных в Западной Австралии в 1994–2002 гг. (n=210 627), с последующим периодом наблюдения в течение по меньшей мере 8 лет. Распространенность интеллектуальных дисфункций сравнивали в группах детей, появившихся на свет в результате применения ВРТ, и родившихся естественным путем. Оценку рисков развития интеллектуального дефицита проводили, используя модель регрессии Пуассона. Кроме того, осуществлен учет таких параметров, как срок гестации и число развивающихся эмбрионов.
По данным проведенного анализа установлено, что у детей, зачатых с применением ВРТ, отмечали незначительное возрастание риска формирования интеллектуального дефицита (отношение рисков (ОР) 1,58; доверительный интервал (ДИ) 95% 1,19–2,11) даже в случаях, когда анализ был ограничен оценкой состояния новорожденных из одноплодной беременности (ОР 1,56; ДИ 95% 1,10–2,21). Кроме того, риск формирования тяжелого интеллектуального дефицита возрастал более чем в 2 раза у глубоко недоношенных новорожденных, а также в случаях применения технологии интрацитоплазматической инъекции сперматозоида (intracytoplasmic sperm injection — ICSI). У детей, зачатых с помощью метода искусственного оплодотворения IKSI, отмечали более высокий уровень риска формирования наблюдаемых интеллектуальных изменений по сравнению с рожденными в результате применения технологий экстракорпорального оплодотворения in vitro. Кроме того, у таких детей с большей вероятностью идентифицировали известные генетические нарушения как непосредственную причину интеллектуального дефицита — 27,6% детей (ICSI) в сравнении с 12,9% детей (технология оплодотворения in vitro) и 11,9% детей, рожденных естественным путем соответственно.
Технология ICSI и риски осложнений для плода и новорожденного
Резюмируя итоги, авторы клинического системного исследования пришли к выводу о том, что риск формирования интеллектуальных дисфункций среди детей, родившихся в результате применения ВРТ, в Западной Австралии в 1994–2002 гг. значительно возрос. Однако для оценки значимых изменений в клинической практике использования ВРТ необходимы дальнейшие наблюдения таких детей в более поздние периоды их развития. Все же, по мнению исследователей, значимость имеющихся результатов не вызывает сомнений, поскольку во многих странах ВРТ находит все большее применение. Полученные данные демонстрируют риск неблагоприятного течения беременности и преждевременных родов в результате распространенного применения технологий ICSI.
- Hansen M., Greenop K.R., Bourke J. et al. (2018) Intellectual Disability in Children Conceived Using Assisted Reproductive Technology. Pediatrics, Nov. 30 [Epub. ahead of print].
Наталья Савельева-Кулик