Исполнительство и творчество: в чем разница?
Креативность, столь высоко ценимая в современном технологическом обществе, предполагает нечто большее в сравнении с шаблонной генерацией идей, основанной на интеллектуальном перемещении пазлов когнитивной мозаики. Известно, что творческая деятельность многокомпонентна, поскольку требует не только прочных отточенных навыков в той или иной сфере активности, но и способностей к спонтанной рекомбинации и уникальному структурированию — креативности. В недавнем исследовании учеными Орегонского университета (University of Oregon), США, представлены данные, позволяющие приблизиться к пониманию сложных взаимодействий, по мнению авторов, реально отражающих процессы выстраивания сложных когнитивных последовательностей из ограниченного набора данных с ранее неизвестным результатом. Подробности исследования представлены в статье, опубликованной в издании «eLife» 14 ноября 2018 г.
Электроэнцефалография как метод дедукции творческого процесса
В ходе исследования учеными был применен временной многомерный анализ декодирования на фоне синхронной регистрации электрической активности головного мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Указанная оценка проводилась в то время, когда добровольцы (N=88) планировали или непосредственно выполняли отдельные элементы из предварительно заданных и изученных сложных структурированных последовательностей. Профессор психологии Ульрих Майр (Ulrich Mayr), руководитель Лаборатории когнитивной динамики (Cognitive Dynamics Lab), США, отметил: «Базовые элементы — алфавит любого типа производительности — должны быть объединены в определенном порядке в большие структуры, которые, в свою очередь, также сочетаются в определенной последовательности для достижения некоей высшей упорядоченности.
По сути, этот механизм лежит в основе творческого процесса. Так, например, играя на каком-либо инструменте, вам необходимо отслеживать по меньшей мере временные аспекты вашего исполнения — иными словами, вам необходима определенная система психической адресации. Именно эту систему адресации мы наблюдали».
В эксперименте добровольцам было предложено запоминать определенные последовательности, состоящие из трех различных изогнутых линий в качестве основных элементов. Когда же участники пробовали воспроизводить эти элементы в свободной последовательности, на ЭЭГ отмечались колебательные паттерны, которые декодировались с использованием методов машинного обучения. Анализируя полученные результаты, исследователи установили, что в сложной иерархической адресной системе обработки регистрируемых данных лишь индивиды с развитой рабочей памятью демонстрировали четкие корреляты электрической активности, отражающие последовательность сложных когнитивных процессов.
Как визуализировать сложные когнитивные процессы?
«Независимо от рода деятельности — пишете вы компьютерный код, готовите доклад, играете на инструменте или поете, — вам необходим определенный набор базовых элементов (танцевальных движений, заметок, сегментов кода или аргументов), которые требуют последующей целевой интеграции. Такая одновременно спонтанная и последовательно направленная рекомбинация и составляет суть творческой деятельности», — отметил У. Майр. В целом, по мнению авторов, результаты исследования позволяют во многом понять причины, по которым отдельные люди могут испытывать трудности при выполнении сложных последовательных задач. Кроме того, работа дополняет нейрофизилогические сведения о механизмах формирования сложных последовательностей когнитивных процессов во взаимосвязи с их нейроанатомическим субстратом. Однако в настоящее время исследователи сосредоточены на разработке приложения для метода магнитно-резонансной томографии, что позволило бы уточнить на визуальном материале топографию локусов описанной ими системы последовательной адресации.
- Kikumoto A., Mayr U. (2018) Decoding hierarchical control of sequential behavior in oscillatory EEG activity. eLife, Nov. 14 [Epub. ahead of print].
- University of Oregon (2018) Scientists use EEG to decode how people navigate complex sequences: Findings from the fundamental research suggest strong working memory is vital to working with abstract information. ScienceDaily, Dec. 3.
Наталья Савельева-Кулик