Женевский тест эмоциональной компетентности: новый инструмент оценки эмоционального интеллекта

26 листопада 2018 о 14:58
1996

Актуальность

Когнитивные навыки и личностные качества потенциальных сотрудников — характеристики, приобретающие первоочередную значимость при проведении собеседований работодателями. Уровень образования, история карьерной успешности, навыки самопрезентации, общая воспитанность и доброжелательность — все эти качества, несомненно, важны. Тем не менее квалификационные характеристики и общечеловеческие достоинства порой не могут служить критерием, позволяющим с уверенностью предположить, что соискатель станет успешным руководителем или компетентным сотрудником, особенно в профессиях, где социальные взаимодействия играют ключевую роль.

Эмоциональный интеллект как способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию и желания, а также умение к управлению этими процессами в целях достижения значимого результата относят к гибким навыкам. Последние подразумевают комплекс неспецифических надпрофессиональных качеств, обес­печивающих успешность реализации поставленных задач и не связанных с узкопрофессиональной сферой деятельности человека. В статье, опубликованной в издании «Journal of Applied Psychology» 22 октября 2018 г., сообщается о методике диагностического теста эмоционального интеллекта, позволяющего оценить эмоциональную компетентность индивида в решении рабочих задач. В настоящее время разработка, представленная сотрудниками Женевского и Бернского университетов (University of Geneva, University of Bern), Швейцария, и известная как Женевский тест эмоциональной компетентности (Geneva Emotional Competence Test — GECO), доступна для исследовательских целей и коммерческого использования.

Предпосылки исследования

За последние десятилетия важность эмоционального интеллекта получила широкое признание — значимость умений распознавать, понимать возникающие эмоции и регулировать их проявление не вызывает сомнений. Однако до настоящего времени не были разработаны методики, которые бы позволяли оценить подобные навыки в узконаправленном контексте профессиональных качеств с опорой на стандарты, основанные на научных исследованиях и подтвержденные эмпирически.

Объясняя цель работы, научный сотрудник Швейцарского центра аффективных наук (Swiss Center for Affective Sciences) Женевского университета Марчелло Мортилларо (Marcello Mortillaro) указал на то, что основополагающим вектором исследования стала разработка теста эмоционального интеллекта с приоритетной ориентацией на условия, характеризующие профессиональные взаимодействия. Главная задача состояла в оценке личностных качеств в данной области с последующим предоставлением как отдельным лицам, так и организациям научного описания, которое могло бы помочь в индивидуальном развитии, при найме соискателей на работу или предоставлении потенциальному кандидату наиболее подходящей должности.

Женевский тест эмоциональной компетентности

Представленная методика состоит из четырех субтестов, позволяющих оценить различные грани эмоционального интеллекта, — понимание эмоций, распознавание эмоций, регуляция собственных эмоций и управление эмоциями других людей. Следуя поставленным задачам, внимание разработчиков было сосредоточено на изучении проблемных ситуаций, связанных с негативными эмоциями (страх, грусть, гнев и злорадство).

Результаты методики GECO прошли контроль и валидацию дополнительными тестами, показав высокую достоверность. «Широта диапазона и уровень эмоциональных когнитивных навыков индивида определяют результат его деятельности на рабочем месте. Более того, степень успешности индивидуального эмоционального регулирования может прямо коррелировать с уровнем оплаты труда», — отметили исследователи.

Валидация методики

Различные вопросы, включенные в методику GECO, были составлены при интервьюировании более 40 менеджеров, работающих в швейцарских компаниях. Участников просили объяснить различные ситуации, в которых они сталкивались со страхом, грустью, гневом или злорадством. Ответы, характерные для указанных ситуаций, были проверены экспертами в сфере оценки аффективных состояний, другими менеджерами и представителями широкой общественности. После этого добровольцам (≥1000 человек) было предложено выполнить задания, преду­смотренные каждым из четырех субтестов. В первом блоке, содержание которого фокусировалось на понимании эмоций, участникам предлагалось 20 эмоциональных сценариев с необходимостью выбрать из 15 эмоциональных вариантов те, которые, вероятно, могут присутствовать в каждом ситуативном сценарии. Второй тест был направлен на оценку способностей к распознаванию эмоций. В 42 представленных в нем видеосценариях люди выражали определенные эмоции, тогда как испытуемому предлагалось выбрать наиболее вероятную эмоциональную реакцию из перечня 14 утверждений.

В третьем субтесте оценивалась способность к регуляции эмоций. В 28 сценариях иллюстрированы определенные ситуации с необходимостью избрать вариант поведенческой реакции. При этом из четырех возможных разрешен выбор двух, а цель состоит в том, чтобы уменьшить выраженность негативного эмоционального ответа, а не поддерживать его проявление. И в заключение четвертый тест был направлен на оценку способности управлять эмоциональными реакциями других. По словам М. Мортилларо, именно этот субтест наиболее значим в профессиональном контексте диагностики. В каждом из 20 демонстрируемых сценариев человек выражал страх, печаль, гнев или злорадство. Добровольцам предлагалось из пяти возможных остановить свой выбор на реагировании, которое представляется им наиболее эффективным с точки зрения модуляции эмоционального состояния другого человека: сотрудничество, компромисс, принятие, избегание или самоуверенность. «И в данном случае контекст — это все. Вам может казаться, что сотрудничество всегда является правильным решением, однако это вовсе не так», — подчеркнул М. Мортилларо.

Выводы и перспективы исследования

Фактически характеристики эмоционального интеллекта коррелируют с более выраженными качествами эмпатии, открытости, уважением моральных норм и, в целом, позитивным темпераментом. Кроме того, показатели эмоционального интеллекта тесно взаимо­связаны с благополучием и общей удовлетворенностью образом жизни. «Мы тестировали GECO в группе добровольцев в возрасте 20–60 лет. Анализ результатов позволил утверждать, что показатели эмоционального интеллекта совершенствуются с возрастом и опытом индивида, а это означает, что изучаемое нами явление — способность, которую можно улучшать и развивать. Менеджеры с наиболее оптимальными характеристиками в тесте GECO демонстрировали наилучшие результаты при выполнении стандартизированных задач, тогда как учащиеся с более высокими показателями теста GECO получали лучшие оценки. Примечательно, что результаты тестирований женщин превосходили аналогичные диагностические показатели мужчин, особенно при выполнении заданий по интерпретации невербальных эмоциональных реакций», — отметил М. Мортилларо.

Подобные выводы могут служить наиболее вероятным объяснением тому, что в настоящее время GECO распространяется на коммерческой основе и находит свое применение в тестировании соискателей вакансий рекрутерами и прогнозировании карьерного роста сотрудников. Методика уже доступна на французском, английском и немецком языках, в процессе разработки — итальянская версия теста. Перспективу дальнейшего поиска авторы усматривают в проведении анализа вероятных различий диагностических результатов, обусловленных языковыми сообществами. Кроме того, продолжаются исследования по усовершенствованию методики теста в поиске максимально возможных обоснований для прогностических аспектов личностных качеств индивида в его профессиональном росте.

  • Schlegel K., Mortillaro M. (2018) The Geneva Emotional Competence Test (GECo): An ability measure of workplace emotional intelligence. J. Appl. Psychol., Oct. 22 [Epub. ahead of print].
  • Université de Genève (2018) Emotional intelligence: A new criterion for hiring? ScienceDaily, Nov. 13.

Наталья Савельева-Кулик