Актуальность
За последние десятилетия сайты социальных сетей стали неотъемлемой частью жизни человека. Так, по данным на март 2018 г., около 68% взрослых лиц в США имели учетные записи в Facebook, при этом 75% из них сообщали о том, что, как правило, ежедневно посещают страницы сайта. Кроме того, актуальные статистические исследования располагают данными о том, что около 78% людей в возрасте 18–24 лет являются пользователями Snapchat, а 71% молодых взрослых — ежедневными посетителями Instagram (Smith, Anderson, 2018). Широкая распространенность социальных медиа послужила благодатной основой для многочисленных исследований, направленных на поиск взаимосвязей между использованием функционала социальных сетей и состоянием психологического благополучия и психического здоровья их пользователей.
Так, ранее сообщалось, что активное использование распространенных социальных медиа положительно коррелирует с проявлениями депрессивных расстройств как прямо, так и косвенно (Rosen, Whaling, Rab, Carrier, Cheever, 2013; Lup, Trub, Rosenthal, 2015; Tandoc, Ferrucci, Duffy, 2015; Donnelly, Kuss, 2016). Аналогичным примером служат и данные отдельных исследований, согласно которым более активная посещаемость сети Facebook может быть взаимосвязана с более низкой самооценкой (Kalpidou, Costin, Morris, 2011), а также большей выраженностью одиночества (Song et al., 2014). В то же время наиболее активное использование сети Instagram прямо коррелирует с особенностями представлений о теле (Tiggemann, Slater, 2013).
В масштабном популяционном исследовании Джин М. Твенг и соавторы (Twenge, Joiner, Rogers, Martin, 2017) установили, что время, проведенное перед экраном гаджета и затраченное на виртуальную активность в социальных медиа, достоверно коррелирует с симптомами депрессии и риском суицидального поведения. Однако результаты этого исследования были представлены с указанием на гендерное преобладание лиц женского пола (более 85% опрошенных), а также ограничения диапазона использования социальных сетей. Так, например, 5-минутные проверки новостных лент Facebook каждый день, безусловно, отличаются от часов, потраченных на пребывание в социальных медиа ежедневно.
В недавнем исследовании, основанном на экспериментальных данных и проведенном сотрудниками Пенсильванского университета (University of Pennsylvania), США, впервые были продемонстрированы взаимосвязи между активным использованием Facebook, Snapchat и Instagram и снижением степени удовлетворенности жизнью. Работа будет опубликована в декабрьском номере издания «Journal of Social and Clinical Psychology», но основные ее положения представлены на онлайн-платформе журнала 8 ноября 2018 г.
Материалы и результаты исследования
Со слов авторов, исходной задачей работы стало проведение более полного и экологично обоснованного исследования взаимосвязей между применением социальных медиа и уровнем удовлетворенности жизнью пользователей.
С этой целью учеными был разработан дизайн эксперимента, включающий три наиболее популярные в студенческой аудитории социальные платформы, после чего были собраны объективные данные о частоте обращаемости к ним с применением систем автоматического отслеживания iPhone активных пользователей.
Каждому из 143 участников был предложен опросник, позволяющий оценить уровень настроения и удовлетворенности на исходном этапе наблюдения, а также собраны скриншоты iPhone для оценки исходных данных активности в сетях. Затем участники были случайным образом распределены на 2 группы. В одной из них (контрольная группа) пользователи поддерживали свою привычную активность в социальных сетях, во второй экспериментальной группе участникам было предложено ограничивать время, проведенное в Facebook, Snapchat и Instagram, до 10 мин на платформу в день.
В течение следующих 3 нед участники отправляли скриншоты iPhone для проведения исследователями еженедельных подсчетов затраченного времени для каждого человека. Учитывая эти данные, авторы проекта оценили выраженность семи показателей эмоциональных состояний, включая страх упустить возможность, тревожность, депрессию и одиночество.
Сопоставив результаты, исследователи пришли к выводу, что сокращение привычного времени, проводимого в социальных сетях, может значимо уменьшать проявления депрессии и одиночества. При этом указанные характеристики были особенно выражены среди лиц, которые изначально были более подавлены.
Выводы и перспективы исследования
Исследователи подчеркнули, что полученные данные вовсе не предполагают категоричного отказа 18–22-летних людей от использования возможностей социальных сетей, поскольку фактически исследование построено на выявлении преимуществ отказа от нереалистичных целей.
Кроме того, существует вероятность, что полученные результаты не будут информативны в отношении лиц иных возрастных групп или в других социальных условиях. По словам авторов, указанные вопросы составляют перспективу будущих исследований в этом направлении, включая предстоящее исследование об использовании приложений для знакомств студентами колледжа.
Таким образом, несмотря на имеющиеся ограничения, а также отсутствие четких рекомендаций относительно оптимальности времени, проводимого в социальной сети, или лучшего способа их использования, результатом проделанной работы служат два взаимосвязанных вывода для пользователей социальных медиа.
1. Серфинг в социальных сетях способен поглощать время в иллюзорном поиске вещей, которые бы с большей вероятностью позволили нам чувствовать себя лучше именно в реальной жизни.
2. Однако наличие этих возможностей виртуального социума заставляет искать пути безопасного и оптимального их применения, ограничивая вероятность разрушительных последствий.
Мелисса Г. Хант (Melissa G. Hunt), заместитель директора по клинической подготовке кафедры психологии Школы искусств и наук Пенсильванского университета (School of Arts and Sciences at the University of Pennsylvania), США, резюмировала итоги работы следующим образом: «Отложите свои телефоны в сторону и будьте рядом с людьми в вашей жизни».
- Hunt M.G., Marx R., Lipson C. et al. (2018) No More FOMO: Limiting Social Media Decreases Loneliness and Depression. J. Soc. Clin. Psychol., Nov. 8 [Epub. ahead of print].
- University of Pennsylvania (2018) Social media use increases depression and loneliness, study finds. ScienceDaily, Nov. 8.
Наталья Савельева-Кулик