Синдром дефицита внимания и гиперактивности: как оптимизировать обучение детей?

26 жовтня 2018 о 17:19
1533

Актуальность

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — неврологическое поведенческое расстройство, проявляющееся трудностями концентрации внимания, плохо управляемой импульсивностью и гиперактивностью. В недавнем исследовании представлены наиболее обоснованные рекомендации относительно возможностей адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к условиям обучения в школе. Цель указанных рекомендаций — оптимизировать коррекционные вмешательства по улучшению самочувствия и академической успешности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Материалы и результаты исследования

В исследовании под руководством научных сотрудников Университета Эксетера (University of Exeter), Великобритания, при сотрудничестве их коллег из Университетского колледжа в Лондоне (University College London), Великобритания, представлен систематический обзор по оценке всех доступных данных относительно возможностей немедикаментозной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к обучению в школе. В статье, опубликованной в издании «Review of Education», сообщается о том, что вмешательства, включающие индивидуальную поддержку и концентрацию на методиках саморегуляции, способствуют значительным улучшениям академической успешности таких учащихся. По актуальным данным статистики, синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается у около 5% детей. Таким образом, в большинстве классов может обучаться по меньшей мере один ребенок с подобными особенностями развития. Пребывание в школьной обстановке для таких детей может быть сопряжено с определенными трудностями, поскольку требует усилий в сосредоточении внимания, усидчивости и контроля импульсов в гораздо большей мере по сравнению с привычной средой. Трудности, с которыми сталкиваются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, также косвенным образом затрагивают их окружение — учителей и сверстников.

Результаты ранее проведенных исследований позволяют утверждать, что терапия указанных состояний эффективна, однако может быть не приемлема для отдельных детей и их семей.

В новой работе была проведена оценка 28 рандомизированных исследований, сосредоточенных на изучении эффективности нефармакологических вмешательств, направленных на адаптацию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к обучению в школе. В представленном метаанализе оценивались различные компоненты тех или иных вмешательств для того, чтобы установить достоверность наиболее эффективных из них. Анализируемые в работе исследования имели качественные различия дизайна, что вносило определенные ограничения в достоверность результатов. Тем не менее основным выводом, на котором остановились авторы настоящей работы, стало заключение о том, что важными аспектами эффективности интервенций по улучшению академической успешности детей являются сосредоточенность на моделях саморегуляции и проведение индивидуальных сессий в формате индивидуального обучения.

Саморегуляция достаточно сложна для детей с трудностями контроля импульсов и сосредоточения внимания. Основной задачей для них является обучение пониманию того, как они себя чувствуют, выявлению триггеров и избеганию их, если это возможно, а также умению останавливаться и думать, прежде чем отвечать. Это намного сложнее для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, чем для большинства их сверст­ников, однако это — навыки, которым можно обучать и учиться. Кроме того, исследователями было представлено несколько обнадеживающих доказательств в пользу эффективности ежедневных самоотчетов. В рамках указанной методики ежедневный перечень потенциальных целей составляет содержание карты, которую ребенок заполняет в течение дня, находясь в школе или дома. Однако количество исследований, рассматривающих эффективность применения данной методики, было недостаточным для достоверного обоснования, а результаты нередко были противоречивы. Тем не менее исследователи отметили, что применение методики ежедневных самоотчетов относительно доступно в экономическом отношении и практическом исполнении, предлагая возможности вариаций при удовлетворении индивидуальных потребностей ребенка.

Выводы

В заключение Тэмсин Форд (Tamsin Ford), профессор детской психиатрии Медицинской школы Университета Эксетера (University of Exeter Medical School), Великобритания, отметила: «Каждый ребенок уникален. Поэтому в решении вопроса адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не может существовать единого подхода. И все же проведенные исследования демонстрируют убедительные доказательства того, что немедикаментозные формы вмешательств могут быть успешны в решении задач, связанных с улучшением академической успешности и другими нюансами социальной интеграции таких детей. Действительно необходимы дальнейшие исследования этого вопроса. Однако уже сейчас можно рекомендовать применение методик ежедневных самоотчетов и развитие способностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к саморегуляции эмоциональных состояний. При этом следует помнить о том, что указанные подходы наиболее эффективны в формате индивидуального обучения».

  • Moore D., Russell A., Ford M.J. et al. (2018) School-based interventions for attention-deficit/hyperactivity disorder: a systematic review with multiple synthesis methods. Rev. Educ., Oct. 19 [Epub. ahead of print].
  • University of Exeter (2018) How schools can optimize support for children with ADHD. ScienceDaily, Oct. 19.

Наталья Савельева-Кулик