Гены — залог успешного обучения

14 вересня 2018 о 16:03
749

Актуальность

Факторы, оказывающие влияние на изменения индивидуального развития ребенка в процессе взросления, а также определяющие базис его достижений в сфере обучения, все еще недостаточно изучены.

В течение многих лет исследователи вопроса высказывали предположения о взаимосвязи образовательных достижений с дальнейшими жизненными траекториями, среди которых — профессиональный статус, здоровье или счастье. Однако если уровень школьной успешности в определенной степени может служить неким предиктором большей результативности в последующей жизни, что же служит фактором успешности обучения в школьные годы?

Согласно данным недавнего исследования, академическая успешность детей, начиная с первого дня обучения в начальных классах и до завершения общеобразовательной программы, может существенным образом объясняться чертами индивидуального генотипа.

Материалы и результаты исследования

В новой работе, проведенной исследователями Техасского университета в Остине (The University of Texas at Austin), США, при сотрудничестве их коллег из Королевского колледжа Лондона (King’s College London), Великобритания, был представлен анализ учебных достижений детей с периода начальной школы до завершения общеобразовательной программы средней школы.

«Около ⅔ индивидуальных различий успеваемости в школе объясняются характеристиками в ДНК», — считает одна из соавторов работы Маргерита Маланчини (Margherita Malanchini). — Однако все еще недостаточно известно о том, как эти факторы способствуют академической успешности».

В ходе исследования авторами были проанализировали баллы тестирований за весь период школьного обучения более 6 тыс. пар близнецов.

Исследователи выявили, что показатели академической успешности оставались достаточно стабильны во время школьного обучения, а это означает, что большинство учащихся, которые хорошо учились в начальной школе, продолжали преуспевать до окончания учебы. При этом генетические факторы объясняли примерно 70% этой стабильности, в то время как влияние общих средовых факторов определяло вклад приблизительно 25%, а также 5% успешности могли объясняться ролью личности друзей или учителей. Комментируя работу, авторы подчеркнули, что полученные результаты вовсе не означают академическую успешность тем, что человек просто родился умным, поскольку даже после учета уровня интеллектуальных способностей генотипические особенности объясняли лишь около 60% непрерывной успеваемости учеников.

М. Маланчини отметила, что академические достижения обусловлены рядом когнитивных и некогнитивных черт. Ранее исследования указывали на взаимосвязь успехов обучения с личностными характеристиками, поведенческими нарушениями, мотивацией, здоровьем и многими другими факторами, которые частично наследуются. Тем не менее степень успешности изменялась — например, возможно снижение уровня успеваемости при переходе ребенка с начальной школы в среднюю. И эти изменения, по словам авторов настоящей работы, могут определяться в основном влиянием нездоровых факторов окружающей среды.

Выводы

Резюмируя итоги, исследователи выразили надежду на то, что полученные результаты смогут обеспечить дополнительную мотивацию для выявления детей, нуждающихся в большем внимании для предупреждения упущений, способных оказать влияние в дальнейшей их жизни.

  • Rimfeld K., Malanchini M., Krapohl E. et al. (2018) The stability of educational achievement across school years is largely explained by genetic factors. NPJ Sci. Learn., Sep. 4 [Epub. ahead of print].
  • University of Texas at Austin (2018) Genes are key to academic success, study suggests. ScienceDaily, Sep. 5.

Наталья Савельева-Кулик