Актуальность
Представления об влиянии обучения музыке на когнитивное развитие и, в частности, языковые навыки обсуждались ранее. Однако все еще оставалось неясным, способствуют ли уроки музыки расширению общих познавательных способностей, в том числе улучшению памяти и облегчению таким образом изучения языков, или влияние обучению музыке более специфично в этой связи.
Материалы и результаты исследования
В новой работе, проведенной сотрудниками Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology), США, установлено, что уроки игры на фортепиано у детей дошкольного возраста оказывают специфическое воздействие на способность дифференцировать высоту звука, что приводит к улучшению распознавания отличий между произносимыми словами. В то же время уроки игры на фортепиано, по мнению авторов, не расширяли общего когнитивного диапазона возможностей юных учеников, что оценивалось по результатам измерения IQ, а также показателей внимания и рабочей памяти.
Роберт Дезимоне (Robert Desimone), руководитель научного проекта и директор Института исследований мозга Макговерна при Массачусетском технологическом институте (MIT’s McGovern Institute for Brain Research), США, отметил, что по итогам наблюдения невозможно было проследить расширение общих познавательных характеристик детей, однако они демонстрировали улучшение в распознавании отдельных слов. Группу малышей, обучавшихся игре на фортепиано, преимущественно отличало развитие способности дифференцировать согласные звуки.
Ранее проведенными исследованиями установлено, что в среднем люди, имеющие музыкальное образование, показывают лучшие результаты в задачах понимания смысла прочитанного, различения речи от фонового шума и скорости аудиальной обработки информации. Тем не менее большинство этих исследований основывались на имеющемся у респондентов опыте музыкальной подготовки. В новой работе ученые поставили задачу провести контролируемое исследование, предполагающее возможность случайного отбора детей для обучения музыке с последующей оценкой результатов. Мотивацией идеи послужил тезис о том, что в случае, если дети, получившие начальное музыкальное образование, окажутся так же успешны или даже превзойдут ожидаемые возможности развития, чем дети, получившие дополнительное академическое образование, это послужит научным обоснованием продолжения финансирования дополнительного обучения музыке в школах.
Детей, принявших участие в исследовании (N=74), распределили на три группы. В основную группу вошли малыши, которых обучали игре на фортепиано (3 раза в неделю с продолжительностью урока в 45 мин). Вторая группа детей за тот же период посещала дополнительные занятия по чтению. Все дети, включая участников контрольной группы, не посещающих дополнительных занятий, говорили на китайском языке, который был их родным языком, а возраст детей составлял около 4–5 лет.
Через 6 мес исследователи протестировали учеников на их способность отличать слова, основанные на различиях в гласных, согласных или высоте звука, учитывая, что многие слова китайского языка отличаются лишь тональным нюансом. Исходя из этого, лучшая дифференциация слов обычно соответствует лучшему фонологическому осознанию — осознанию звуковой структуры слов, которая является ключевым компонентом последующего обучения чтению.
Выявлено, что дети, обучавшиеся игре на фортепиано, демонстрировали значимое преимущество по сравнению с детьми, посещавшими дополнительные занятия по чтению, лучше различая слова, которые отличаются одним согласным звуком. В то же время участники как «фортепианной», так и «литературной» групп показали лучшие результаты по сравнению с малышами, которые не посещали дополнительных занятий, при учете показателей в различении слов с гласными звуками.
Кроме того, оценив показатели электроэнцефалографии по измерению активности мозга, исследователи выявили, что дети «фортепианной» группы демонстрировали более выраженные по сравнению с другими участниками реакции при прослушивании серии звуков разной высоты. Это позволило авторам предположить, что большая чувствительность к различению тональностей у детей, занимавшихся игрой на фортепиано, является ключевым компонентом лучшей дифференциации слов.
В то же время в тестах IQ, внимания и рабочей памяти исследователи не обнаружили существенных различий между тремя группами детей.
Выводы
Таким образом, проведенное исследование позволяет предположить, что уроки игры на фортепиано по меньшей мере эффективны для развития языковых навыков, а также, вероятно, более перспективны в сравнении с дополнительными занятиями чтением для детей дошкольного возраста. В настоящее время школа, в которой был осуществлен научный проект, продолжает предоставлять возможность уроков игры на фортепиано юным ученикам, а исследователи выражают надежду на то, что полученные результаты смогут побудить и другие детские образовательные учреждения предложить дошкольникам не только имеющиеся в настоящее время ресурсы для обучения музыке, но и расширить эти возможности.
- Massachusetts Institute of Technology (2018) How music lessons can improve language skills: Study links piano education with better word discrimination by kindergartners. ScienceDaily, Jun. 25.
- Nan Y., Liu L., Geiser E. et al. (2018) Piano training enhances the neural processing of pitch and improves speech perception in Mandarin-speaking children. Proc. Natl. Acad. Sci. U S A, Jun. 25 [Epub. ahead of print].
Наталья Савельева-Кулик