Актуальность
Понимание особенностей влияния общей анестезии при проведении хирургических вмешательств у детей раннего возраста по-прежнему остается актуальным вопросом, что обусловлено возможными неблагоприятными нейрокогнитивными эффектами подобного воздействия.
Материалы исследования
В новой работе, результаты которой представлены в издании «Pediatric Anesthesia» 27 апреля 2018 г., описаны данные исследования более чем 210 тыс. детей в Новом Южном Уэльсе, Австралия.
Дети, принявшие участие в исследовании (n=211 978), родились в Новом Южном Уэльсе. Новорожденные были доношенными (гестационный возраст ≥37 нед), без серьезных врожденных аномалий или неврологических заболеваний.
Основной целью настоящей работы стало изучение влияния общей анестезии на нейрокогнитивные особенности развития детей раннего возраста. Исходя из поставленных задач, учеными проведена оценка когнитивного развития малышей в 2009 и 2012 г. в сочетании анализом результатов тестирования, по окончании ими дошкольного этапа обучения (Grade-3 school test results, Pre-School Education) в 2008–2014 гг. Исследователи сравнивали влияние общей анестезии у детей в возрасте до 2 лет при проведении госпитальных процедур (n=37 880), сопоставляя эти данные с таковыми у детей, не имевших опыта стационарного хирургического лечения с применением общего обезболивания (n=197 301). Детей, имевших в анамнезе единичный случай госпитализации с использованием наркоза, оценивали отдельно.
Результаты исследования
По итогам проведенной оценки исследователями установлено, что у детей раннего возраста с опытом госпитализации и применения общей анестезии относительно участников группы сравнения отмечали следующие особенности. У 17% детей выявлена тенденция к нарушению общего когнитивного развития, у 34% — снижение способностей к устному счету, у 23% детей возрастал риск нарушений, связанных с обучением чтению. При сравнении особенностей развития детей с единичным опытом госпитализации и применения общего обезболивания установлено, что такие малыши не отличались по уровню общего когнитивного развития и способностей к чтению от своих сверстников из контрольной группы, однако у них сохранялась тенденция к нарушению способности устного счета.
Учитывая полученные данные, исследователи предположили, что для детей раннего возраста с подобным анамнезом жизни будут обоснованными рекомендации внимательного контроля родителей ребенка в отношении развития у него навыков грамотности и умения считать в течение всего периода дошкольного развития. Это, по мнению авторов работы, могло бы обеспечить раннее вмешательство, направленное на коррекцию возможных изменений развития ребенка при имеющейся на то необходимости.
Обсуждая тему исследования ученые отметили существование тех или иных медицинских и лечебных процедур, когда с целью анестезии у юных пациентов могут применять альтернативные подходы в управлении болевыми ощущениями. Однако специфика возраста пациентов в таких случаях часто требует немедленного вмешательства, что, в свою очередь, часто обусловливает соответствующий выбор анестезии.
Выводы
В целом авторы пришли к заключению о необходимости дальнейших и более детальных исследований, которые бы позволили более основательно изучить ключевые следствия от применения общей анестезии для здоровья пациентов раннего возраста в долгосрочной перспективе. Кроме того, исследователи подчеркнули важность оценки спектра состояний, которые побуждают к необходимости проведения хирургических или диагностических процедур, особенно среди детей, подвергающихся длительной общей анестезии или повторной госпитализации.
- Schneuer F.J., Bentley J.P., Davidson A.J. et al. (2018) The impact of general anesthesia on child development and school performance: a population-based study. Paediatr. Anaesth., Apr. 27 [Epub. ahead of print].
- University of Sydney (2018) Kids exposed to general anaesthestic have poorer development, literacy and numeracy scores. ScienceDaily, Apr. 26.
Наталья Савельева-Кулик