Актуальность
Устойчивость внимания — категория, являющаяся сложным, сопряженным с определенными усилиями процессом, который, по актуальным представлениям, имеет известные возрастные ограничения, обусловленные снижением уровня когнитивных возможностей. Ранее предпринимались попытки изучить возможности расширения потенциала внимания посредством направленных ментальных тренировок. Так, рядом исследований представлены доказательства того, что медитативные практики могут оказывать комплексное положительное влияние на состояние когнитивной сферы. Однако долгосрочность эффекта возрастания концентрации внимания на фоне направленного обучения медитативным техникам до настоящего времени не была охарактеризована.
Материалы и результаты исследования
В новом исследовании, результаты которого представлены в издании «Journal of Cognitive Enhancement» 28 марта 2018 г., ученые сообщили, что навыки сосредоточенного внимания в рамках интенсивного обучения медитации могут сохраняться в течение 7 лет. По мнению авторов работы, подобные выводы могут служить основанием для позитивных изменений временных траекторий когнитивного функционирования и качества жизни. Исследование проведено в рамках проекта «Shamatha» («Shamatha Project») — специализированного исследования когнитивных, психологических и биологических медитативных практик под руководством научных сотрудников Калифорнийского университета в Дейвисе (University of California, Davis), США.
Комментируя значимость работы, ведущий автор Энтони П. Занеско (Anthony P. Zanesco) отметил, что в новом проекте впервые удалось продемонстрировать доказательства устойчивых улучшений концентрации внимания в результате интенсивных и продолжительных медитативных практик с возможностью изменения долгосрочных траекторий когнитивных изменений в жизни человека.
Проект «Shamatha» — наиболее всестороннее лонгитудинальное исследование по изучению эффектов интенсивной медитации, которое когда-либо предпринималось с участием как признанных ученых, так и буддийских практиков. Фокусом внимания в указанном проекте стало рассмотрение эффектов двух интенсивных медитативных ретритов, проведенных в 2007 г.
В исследовании приняли участие 60 опытных практиков медитации, посетивших медитативные ретриты в течение 3 мес и прошедших непрерывное обучение методам медитации у буддийского ученого, автора и преподавателя Б. Алана Уоллеса (B. Alan Wallace) в Институте исследований сознания Санта-Барбары (Institute for Consciousness Studies, Santa Barbara), США. Участники исследования посещали групповые сеансы медитации дважды в день и занимались индивидуальной практикой около 6 ч ежедневно.
Установлено, что непосредственно по завершении исследовательского проекта участники медитативного ретрита демонстрировали улучшение показателей направленного внимания, а также общее улучшение психологического благополучия и способностей справляться с напряжением.
Повторно оценка состояния изучаемых показателей участников ретрита была проведена исследователями через 6 мес, 1,5 года и 7 лет по окончании периода медитативной практики. При этом 40 участников, когнитивные и индивидуальные характеристики которых анализировали на указанном завершающем этапе наблюдения, сообщили, что в течение семилетнего периода они продолжали практику медитации, эквивалентную в среднем 1 ч ежедневно.
В целом, исследователи установили, что эффекты в когнитивных способностях, наблюдаемые непосредственно по окончании медитативного ретрита, частично сохранялись и через 7 лет, особенно у более старших участников, которые в течение последующих 7 лет продолжали практику медитации. Также отмечено, что в сравнении с теми, кто практиковал меньше, в сфере концентрации внимания когнитивные навыки этих участников не подвергались влиянию типичных возрастных изменений.
Выводы
Резюмируя итоги проведенного исследования, авторы работы отметили, что описанные результаты, вероятно, могут рассматриваться в качестве серьезной основы для понимания медитации в качестве техники, модулирующей функционирование головного мозга и возможности познания.
- Zanesco A.P., King B.G., MacLean K.A. et al. (2018) Cognitive aging and long-term maintenance of attentional improvements following meditation training. J. Cogn. Enhanc., Mar. 28 [Epub. ahead of print].
- University of California — Davis (2018) Seven-year follow-up shows lasting cognitive gains from meditation. ScienceDaily, Apr. 5.
Наталья Савельева-Кулик