У детей, которые в первые годы жизни перенесли операции на сердце, повышен риск возникновения нарушений слуха, обусловливающих развитие проблем с речью, вниманием и когнитивными функциями — к таким выводам пришли ученые отделения кардиоторакальной хирургии Детского госпиталя в Филадельфии (Division of Cardiothoracic Surgery at Children’s Hospital of Philadelphia), США. Они отметили, что дети, перенесшие кардиологические операции, должны наблюдаться специалистами для своевременного выявления проблем со слухом. Результаты работы опубликованы в «Journal of Pediatrics».
Поскольку хирургические методы значительно улучшили выживаемость детей с сочетанными пороками сердца, педиатры-кардиологи обратили внимание на долгосрочные показатели качества жизни у этих пациентов. В ходе предыдущих исследований ученые заметили, что у детей, родившихся с пороком сердца и прооперированных по этому поводу, повышен риск развития неврологических расстройств, они чаще сталкиваются с трудностями в обучении. В данной работе исследователи сфокусировали свое внимание на снижении слуха и его влиянии на развитие нервной системы у детей с устраненными пороками сердца.
В ходе данной работы в рамках проспективного обсервационного исследования ученые проанализировали состояние здоровья 348 детей, которым в первые годы жизни выполняли кардиологические операции из-за врожденных пороков сердца. Наблюдение детей исследователи осуществляли на протяжении четырех лет. Оказалось, что ухудшение слуха развивалось у 21,6% (75 из 348) детей. Потенциальными факторами риска этих нарушений ученые назвали гестационный возраст на момент рождения ≤37 нед, подтвержденную генетическую аномалию и длительный послеоперационный период. Кроме того, возможными факторами, влияющими на слух, они назвали высокочастотные шумы в отделениях интенсивной терапии и воздействие лекарственных средств со специфическими побочными эффектами, хотя ни один из этих факторов в данном исследовании не изучался. Связи между особенностями хирургического вмешательства и потерей слуха исследователи не выявили. Оценив состояние детей, ученые определили, что ухудшение слуха ассоциировано с нарушениями речевого развития, внимания и исполнительных функций, а также с низкими уровнями IQ.
Исследователи назвали несколько ограничений данного исследования. Так, они не смогли оценить, у какого количества детей отмечалось нарушение слуха до проведения операции. К тому же, у более чем половины из 75 детей ухудшение слуха характеризовалось развитием кондуктивной тугоухости, которая может быть преходящей, если ее причиной было инфекционное поражение среднего уха.
Соавтор работы доктор Керол Найтли (Carol Knightly) отметила, что распространенность нарушений слуха у детей с пороками сердца оказалась в 20 раз выше, чем у их сверстников из общей популяции. Она подчеркнула, что всем новорожденным на первом месяце жизни необходимо проводить оценку слуха. Детям, которые до достижения 6 мес были прооперированы по поводу порока сердца, такую проверку следует проводить еще раз в возрасте 25–30 мес, чтобы своевременно диагностировать потерю слуха.
Руководитель исследования доктор Ненси Б. Бернхам (Nancy B. Burnham) отметила, что дети, которые родились с пороками развития сердца, нуждаются в тщательном уходе до и после операции. В частности специалисты не должны упускать из внимания оценку слуха у этих пациентов, поскольку раннее выявление и своевременное лечение способствуют снижению вероятности расстройств со стороны нервной системы. В ходе следующих работ ученые надеются провести более крупные многоцентровые исследования для подтверждения полученных результатов и изучения способов изменения терапевтических подходов, которые могут обусловить потерю слуха.
- Children’s Hospital of Philadelphia (2018) Hearing loss is common after infant heart surgery: Early hearing evaluation is crucial in surgery patients, researchers say. ScienceDaily, Feb. 15 (http://www.sciencedaily.com/releases/2018/02/180215144617.htm).
- Grasty M.A., Ittenbach R.F., Knightly C. et al. (2018) Hearing Loss after Cardiac Surgery in Infancy: An Unintended Consequence of Life-Saving Care. J. Pediatr., 192: 144–151.
Юлия Котикович