Смартфоны среди медицинских работников распространены практически повсеместно. Число программных продуктов для клиницистов постоянно увеличивается, а в качестве поощрения лучших из студентов-медиков приглашают на лекции по освоению таких сервисов, как электронный рецепт, система архивирования изображений и данных пациентов, автоматический подбор тактики лечения. Возможность оперативного доступа к такой информации, как протоколы экстренной помощи, неоценима для врачей и дает принципиальные преимущества. Но догадываются ли об этом сами пациенты?
По данным независимого опроса, проведенного в одной из лондонских больниц, выявили, что 61,6% пациентов считают использование смартфонов лечащими врачами признаком непрофессионализма. Медицинские работники, в свою очередь, замечали смущение и, почти всегда, пристальное внимание со стороны посетителей, если в процессе диалога потребовалось воспользоваться смартфоном. Побывавшие в такой ситуации пациенты объясняют подобную реакцию ощущением изолированности, а необходимость врача воспользоваться ценной информацией расценивают как невежественность. Владельцами смартфонов являются 91% участников опроса. Однако исследование показывает, что их представления о важности использования мобильных приложений в медицинской практике довольно часто не соотносятся с реальностью.
Среди отраслей, активно внедряющих новейшие технические достижения, медицина находится в числе первых. Такие революционные разработки, как роботизированная хирургия,позволили на порядок улучшить качество оперативного лечения. Наряду с этим автоматизация оценки результатов биохимических анализов в силу человеческого фактора оказалась очередным источником ошибок. Иногда очевидные выгоды от применения прогрессивных технологий все же нуждаются в переоценке. Недавнее исследование сотрудников Бирмингемского университета (University of Birmingham) Великобритания, результаты которого опубликованы в журнале «Smart Homecare Technology and TeleHealth» в марте 2017 г., ставит под сомнение эффективность современных информационных технологий в том формате, который предполагает использование смартфонов. По мнению авторов, данная методика не учитывает личностный фактор и нарушает целостный, пациентоориентированный принцип подхода в лечении.
В соответствии с моделью приемлемости Нильсена (Neilsen’s system acceptability model) IT-система может быть внедрена лишь там, где она является социально и практически приемлемой. Увы, использование смартфонов в работе лечащего врача не является социально приемлемым по оценкам пациентов. Негативная позиция некоторых из них потенциально грозит отказом от дальнейших визитов в клинику и прекращением лечения с ущербом для их здоровья. По наблюдениям авторов наибольшее неодобрение отмечено в группе респондентов в возрасте старше 70 лет. Если использование смартфона во время визита расценивается как незаинтересованность или желание отвлечься от диалога, это может подорвать всякое доверие — основу отношений между врачом и пациентами. Правильное построение доверительных отношений существенно зависит от коммуникативных навыков, акцент на развитии которых необходим для студентов медицинских специальностей. Крайне важно наладить адекватный диалог и попытаться разъяснить всем пациентам, чем может быть обусловлена необходимость использования смартфона во время врачебного визита.
- Kerry G., Gokani Sh., Rasasingam D. et al. (2017) Patient perception of smartphone usage by doctors. Smart Homecare Technol. & TeleHealth, 4: 31–34.
Александр Гузий