В настоящее время общепризнано, что риск потери слуха и развития тиннитуса у профессиональных музыкантов достоверно выше. В отдельных исследованиях сообщалось о том, что указанные показатели в 4 раза превышают таковые по сравнению с известными данными о потере слуха у людей, не имеющих отношения к музыке.
Нарушения слуха могут быть спровоцированы постоянным воздействием звуков, уровень громкости которых превышает 85 дБ. Музыканты симфонического оркестра подвергаются влиянию шумов и звуков, амплитудные характеристики которых колеблются в пределах 120–137 дБ. При этом известно, что человек нуждается в отдыхе продолжительностью не менее 45 мин после 60 мин звукового воздействия силой в 60 дБ вне зависимости от содержания звучания.
Учитывая также, что порогом болевой чувствительности признан уровень громкости 120 дБ, перманентное воздействие таких мощностей звука неизбежно ставит под угрозу здоровое функционирование слухового анализатора.
В ранее проведенных исследованиях установлено, что такие физические меры, как размещение экранов между отдельными оркестровыми секциями или создание большего пространства между ними, малоэффективны. По мнению экспертов, это связано с тем, что собственный инструмент отдельного музыканта генерирует мощность звучания, аналогичную уровню звука, достигающего слухового анализатора и производимого всеми инструментами оркестра. Поэтому опытные музыканты, играющие в одиночестве дома — будь то профессионалы или любители, — также подвергаются воздействию чрезмерных уровней звучности.
В подобном аспекте наибольшей громкостью отличается звучание группы духовых инструментов. В частности, амплитуда звучности труб и флейт может составлять 95–100 дБ, в то же время громкость струнных, например скрипки и альта, превышает 90 дБ. С другой стороны, такие показатели значительно превышают порог 85 дБ, который по принятым европейским стандартам предусматривает необходимость превентивных мер защиты слуха на рабочем месте.
В новом исследовании, представленном научными сотрудниками Технологического университета Эйндховена (Eindhoven University of Technology), Нидерланды, проведена оценка потенциальной эффективности общих профилактических мер, принятых в симфонических оркестрах. Авторами разработана вычислительная модель устройства, позволяющего прогнозировать уровни воздействия бинауральных звучаний на слуховой анализатор оркестрантов. Согласно дизайну технологической разработки, в течение первых 2 мин модель рассчитывает эквивалентные уровни звука при исполнении финала Симфонии № 1 Густава Малера, рассматриваемой в качестве репрезентативного материала громкой оркестровой музыки.
В ходе проведенного анализа установлено, что методы зонирования пространства и типичное расположение защитных экранов не оказывают значимого превентивного влияния в отношении громких звуков на слуховой анализатор музыкантов оркестра. Также было выявлено, что в результате применения методов экранирования объемного звучания, направленных на защиту от прямого воздействия звуков, экспозиция громкости уменьшается умеренно, что оказывает наибольшее влияние на оркестрантов в громких секциях звучности. И напротив, резкое изменение акустических условий в помещении приводит только к значительной редукции диапазона негативных влияний громкости для оркестрантов группы инструментов умеренной громкости.
В целом авторы исследования пришли к заключению о том, что физиологически значимое устранение отрицательного влияния громкости на слуховой анализатор музыкантов симфонического оркестра может достигаться лишь внедрением нереалистично экстремальных мер защиты от шумового воздействия. Поэтому, учитывая невозможность оптимальной реализации изученных физических мер профилактики, исследователи подтвердили ранее высказываемое утверждение о том, что наиболее эффективными из возможных защитных средств, способных предотвратить потерю слуха у музыкантов симфонических оркестров, является применение специальных берушей, позволяющих воспринимать качество звука, снижая при этом его интенсивность.
- Eindhoven University of Technology (2017) Earplugs unavoidable for musicians in the orchestra and at home. ScienceDaily, Nov. 22 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/11/171122093033.htm).
- Wenmaekers R., Nicolai B., Hornikx M. et al. (2017) Why orchestral musicians are bound to wear earplugs: About the ineffectiveness of physical measures to reduce sound exposure. J. Acoust. Soc. Am., Nov. 22 [Epub. ahead of print].
Наталья Савельева-Кулик