Что общего между аутизмом у ребенка и социально-экономическим статусом родителей?

18 жовтня 2017 о 15:01
1004

3211561231В новом исследовании, результаты которого опубликованы в издании «American Journal of Public Health» 11 октября 2017 г., сообщается о том, что дети, родители которых имеют более низкий экономический статус, а также образовательный уровень ниже степени бакалавра, менее подвержены риску развития расстройств аутистического спектра (РАС), нежели их сверстники из семей с более высоким уровнем социально-экономической обеспеченности.

Выводы, представленные в данной работе, являются частью многоцентрового исследования по изучению РАС под руководством коллектива научных сотрудников Висконсинского университета в Мадисоне (University of Wisconsin-Madison), США. Ученым удалось проследить закономерность, согласно которой заболеваемость указанными расстройствами возрастала в течение периода наблюдений. Фактически за 8 лет проводимых исследований общая распространенность РАС среди детей возросла в более чем 2 раза, увеличившись с 6,6 до 14,7 случаев на 1 тыс. детей.

Учитывая параллельно возросшую доступность медицинского обслуживания, в частности методов скрининга для детей из неблагополучных семей, такие выводы могли бы означать, с одной стороны, расширение диагностики указанных расстройств. Поэтому авторы исследования сосредоточили внимание на поиске фактических обоснований полученных результатов.

В ходе работы проведен анализ данных об образовании и медико-­санитарной помощи, предоставляемой 1,3 млн 8-летних детей в рамках Программы эпиднадзора центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention Population-Based Surveillance Program), в которой приняли участие 11 штатов США: Алабама, Аризона, Арканзас, Колорадо, Джорджия, Мэриленд, Миссури, Нью-Джерси, Северная Каролина, Юта и Висконсин. В указанном исследовании были объединены данные эпиднадзора по распространенности РАС с показателями социально-экономического статуса населения, такими как количество взрослых, имеющих степень бакалавра, уровень бедности и средний доход населения по данным переписи.

Так, выявлено, что вне зависимости от показателей социально-­экономического статуса, оцениваемых в рамках исследования, у детей, проживающих в районах с более низким социально-экономическим развитием, прослеживается меньшая вероятность диагностики РАС по сравнению с их сверстниками, проживающими в районах с более высокими социально-­экономическими показателями.

Комментируя полученные результаты, авторы отметили, что выводы работы не доказывают однозначно, что дети из семей с более низким социально-экономическим статусом ограничены в возможностях диагностики и медико-профилактической помощи, однако указывают на наиболее вероятный сценарий. В подтверждение этой гипотезы масштабная оценка данных позволила констатировать, что среди детей с задержкой психомоторного развития в равно вероятной степени будут диагностированы РАС вне зависимости от социально-экономического статуса их семей. Ученые отметили, что такие закономерности могут быть связаны с тем, что дети с задержкой психомоторного развития, как правило, находятся под наблюдением специалистов с раннего возраста. Это расширяет возможности всесторонних медицинских наблюдений, что в последующем может стать четким обоснованием в установлении диагноза РАС.

В исследованиях, проведенных ранее в Швеции и Франции, странах, отличающихся большей доступностью медицинских услуг, не выявлено никакой связи между социально-­экономическим статусом и показателями диагностики РАС. Поэтому в целом полученные результаты подтверждают, что среди детей, проживающих в менее обеспеченных районах, уровень диагностики РАС ниже в связи с меньшей доступностью необходимых медицинских услуг.

В заключение авторы настоящей работы подчеркнули необходимость фокусирования будущих исследований на оценке возможностей более универсального скрининга в нивелировании социально-экономического разрыва при диагностике распространенности РАС.

  • Durkin M.S., Maenner M.J., Baio J. et al. (2017) Autism spectrum disorder among US children (2002–2010): socioeconomic, racial, and ethnic disparities. Am. J. Public. Health, Oct. 11 [Epub. ahead of print].
  • University of Wisconsin-Madison (2017) Autism prevalence and socioeconomic status: What’s the connection? ScienceDaily, Oct. 11 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/10/171011180552.htm).

Наталья Савельева-Кулик