Новые подходы к психотерапии тревожных расстройств

10 жовтня 2017 о 12:11
1503

235235090В настоящее время психотерапия тревожных расстройств эмпирически ратифицирована и успешно применяется. Так, стандартный курс терапии включает 10–15 60-минутных индивидуальных или групповых сеансов, предоставляемых высококвалифицированным специалистом. Известно, что, следуя стандартной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), около 60% людей молодого возраста с тревожными расстройствами достигают ремиссии, при этом данные показатели несколько повышаются в течение последующих 2 мес. Тем не менее описанная модель КПТ не является достаточно гибкой и приемлемой для каждого пациента. Доказано, что эмпирически обоснованные 20 ч терапии общего курса КПТ действительно могут принести прогнозируемый результат у большей части пациентов с тревожными расстройствами. Однако этот уровень вмешательства может быть излишне обширным для одних и недостаточным для других пациентов. Несмотря на то что идея поэтапной терапии не является новой, все же подобный терапевтический формат не был обоснован, что, в свою очередь, ограничивало возможности его практического применения специалистами.

В работе, опубликованной в издании «Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry», сообщается об эффективности ступенчатой КПТ тревожных расстройств. При этом указанный подход, по словам авторов, позволяет экономить около 14% времени специалиста по сравнению с традиционной терапевтической моделью.

Так, новое исследование стало первым шагом в апробации модели ступенчатого подхода КПТ в лечении детей и подростков с тревожными расстройствами. Целью настоящей работы стала оценка эффективности лечения детей и подростков с тревожными расстройствами методами КПТ, предоставляемой в рамках системы ступенчатого подхода по сравнению с единой эмпирически обоснованной программой указанного вида психотерапии. Отличие разработанного подхода КПТ от традиционного, при котором ребенок с тревожным расстройством посещает сеансы терапии в течение 10–20 нед на регулярной основе, состоит в том, что при ступенчатой модели пациент первоначально обучается самостоятельно контролировать проявления своего состояния. Отсутствие видимых результатов такого подхода является показанием к работе с квалифицированным терапевтом, который при индивидуальной необходимости может дополнительно расширить арсенал применяемых техник для успешного преодоления пациентом своего состояния.

В исследовании приняли участие дети и подростки в возрасте 6–17 лет (n=281). Каждому из пациентов, согласно дизайну рандомизированного исследования, предоставляли традиционный эмпирически обоснованный подход КПТ либо модель ступенчатой терапии, представленной следующими вариантами: низкоинтенсивная модель, стандартный вариант КПТ или индивидуально интенсифицированная модель КПТ.

В результате, анализируя эффективность дифференцированного ступенчатого подхода КПТ в сравнении со стандартным методом, авторы констатировали, что 40% участников исследования отмечали улучшения самочувствия и не нуждались в продолжении лечения. Спустя год после начала терапии около 70% юных пациентов преодолели имеющиеся у них ранее тревожные расстройства. При этом указанные результаты одновременно позволили экономить до 14% времени работы квалифицированного специалиста.

Авторы отметили, что в этом исследовании была протестирована одна модель ступенчатой модели КПТ в рамках одной локальной системы, поэтому результаты не могут быть равнозначно применимы в других социальных группах. В целом, данные работы подчеркивают потенциальную ценность ступенчатого варианта терапии для детей и подростков с тревожными расстройствами, хотя необходимость дальнейших исследований по оценке результативности различных вариаций и моделей степпинга не подлежит сомнению.

  • Elsevier (2017) A new model of treatment for youth with anxiety. ScienceDaily, Oct. 2 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/10/171002105212.htm).
  • Rapee R.M., Lyneham H.J., Wuthrich V. et al. (2017) Comparison of stepped care delivery against a single, empirically validated cognitive-behavioral therapy program for youth with anxiety: a randomized clinical trial. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr., 56(10): 841–848.

Наталья Савельева-Кулик