Стрессовые воздействия ослабляют способность к прогнозированию вероятной опасности

6 жовтня 2017 о 17:46
644

78464По данным нового исследования, результаты которого опубликованы в издании «Proceedings of the National Academy of Sciences» 2 октября 2017 г., способности человека к прогнозированию угрожающих ситуаций ослабляются в условиях стресса. Выводы, к которым ученые пришли по данным работы, опровергают ранее признанный взгляд, согласно которому стрессовые влияния оптимизируют возможности индивида относительно идентификации и адаптации к изменяющимся источникам угрозы.

Ведущий автор работы Кэндас Райо (Candace Raio), докто­рант Нью-Йоркского университета (New York University), США, отметила, что, вопреки общепризнанному мнению, стресс не всегда активирует восприятие опасности и вероятных угроз, исходящих из окружающей среды. Так, в ходе работы выяснено, что в стрессовых ситуациях люди склонны придавать меньше значения внешним факторам, что потенциально повышает риск игнорирования новых источников угрозы. В результате же стрессовые влияния могут способствовать сужению спектра адаптивных возможностей нашего реагирования на внешние угрозы. В частности, такие изменения опосредуются нарушением механизмов гибкости отслеживания и обновления комплекса сведений относительно прогноза потенциально угрожающих обстоятельств. Несмотря на важность изучения потенциальных угроз для выживания, решающее значение имеет качество гибкости, адаптивности, позволяющее отслеживать и контролировать сигналы от вероятных источников угроз (например от движущегося транспорта и др.).

В ходе работы, оценивая способности человека учиться адаптироваться и модулировать свои ответные реакции в стрессовых ситуациях, ученые провели серию клинических экспериментов. Группе испытуемых демонстрировали изображения, часть из которых сопровождалась слабыми ударами электрического тока в области запястий, что служило «сигналом угрозы», тогда как показ других изображений не был сопряжен с дополнительными влияниями извне. Через день половине участников исследования было предложено пройти лабораторную процедуру, направленную на моделирование стрессовой ситуации: в течение нескольких минут испытуемые удерживали руку в ванне с ледяной водой, что способствовало возрастанию уровня стрессассоциированных гормонов (кортизола и альфа-амилазы). После чего участникам исследования демонстрировали те же изображения, сопровождая показ слабыми разрядами электрического тока. Проведя итоговый анализ, ученые выяснили, что респонденты, пережившие смоделированную ситуацию стресса, отвечали с опозданием на демонстрацию изображений, которые днем ранее служили «источником угрозы». Это позволило исследователям прийти к заключению о снижении способности к обучению испытуемых, которых ранее подвергали стрессовым влияниям, поскольку эти люди медленнее запоминали информацию, позволяющую предотвратить те или иные угрозы.

Кроме того, была разработана и апробирована модель вычислительного обучения для более точного понимания того, как стресс влияет на гибкость принятия решений. По результатам следующего этапа работы ученые выявили снижение обучаемости испытуемых, которые ранее были подвергнуты стрессовому состоянию. Авторы отметили, что стрессовые влияния, сопровождавшие клинический эксперимент, оказали негативное воздействие на характеристики внимания (показатель «ассоциативности»), что в итоге замедляло процесс обучения.

  • New York University (2017) Stress diminishes our capacity to sense new dangers, psychology research finds. ScienceDaily, Oct. 2 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/10/171002161242.htm).
  • Raio C.M., Hartley C.A., Orederu T.A. et al. (2017) Stress attenuates the flexible updating of aversive value. Proc. Natl. Acad. Sci., Oct. 2 [Epub. ahead of print] (http://www.pnas.org/content/early/2017/09/29/1702565114?tab=author-info).

Наталья Савельева-Кулик