Прогнозирование индивидуальной эффективности реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра

22 червня 2017 о 12:03
729

22223В недавнем исследовании при сотрудничестве ученых Центра здоровья мозга Техасского университета в Далласе (Center for BrainHealth, The University of Texas at Dallas), США, Университета Джорджа Вашингтона (The George Washington University), США, и Детского исследовательского центра Медицинской школы Йельского университета (Child Study Center, Yale University School of Medicine), Нью-Хейвен, США, обоснован протокол прогнозирования эффективности индивидуальной терапии взрослых с расстройствами аутистического спектра (РАС). В частности, применяя функциональную магнитно-резонансную томографию, исследователи описали отдельные области мозга, активность которых значимо коррелировала с расширением социальных навыков, следуя виртуальной программе обучения для лиц с РАС. Пациенты с РАС, у которых отмечали более выраженную функциональную активность в межнейронных сетях, ответственных за коммуникацию с социумом, до начала занятий по обучающей программе демонстрировали явные улучшения в распознавании эмоций в сравнении с теми, у которых не зафиксированы указанные изменения нейронного функционирования.

Доктор Дэниел Янг (Daniel Yang), ведущий автор и профессор-исследователь Университета Джорджа Вашингтона, в комментариях к проведенной работе объяснил значимость основных результатов работы. В исследовании приняли участие 17 людей в возрасте 18–40 лет с первичным диагнозом РАС (2 женщины и 15 мужчин), средний возраст которых составил около 22,5 года. Участникам проекта был предложен просмотр цифрового сюжета, основанного на динамике движений биологических объектов. Руководитель программы виртуального обучения в Центре здоровья мозга Тандра Аллен (Tandra Allen) объяснила, что непосредственно тренинговая программа была сосредоточена на проработке трех основных социальных стратегий: признании других, ответе на действия других и самоутверждении. В обучающей программе использовались аватары для того, чтобы сложные социальные ситуации, такие как борьба при конфронтации, собеседование или слепое свидание, стали более доступными практически, и при этом все еще моделировались те же эмоции, которые человек испытывал бы в реальном мире. В ходе исследования выявлено, что в случаях возрастания функциональной активности определенных областей головного мозга в пределах межнейронных сетей, ответственных за коммуникацию с социумом, при наблюдении пациентом представленных действий эффективность последующих тренинговых вмешательств для данного индивида была достоверно выше. И наоборот, при низком уровне активации так называемых социальных межнейронных сетей можно было достоверно утверждать о малой значимости реабилитационных обучающих вмешательств для такого пациента на данном этапе. В то же время, по словам Д. Янга, учитывая свойства перманентной изменчивости межнейронных связей, подобные тренинговые программы могут быть применимы пациентом через определенное время, например, после предварительной терапевтической активации указанных отделов головного мозга.

Межведомственным координационным комитетом по вопросам РАС в США (The U.S. Interagency Autism Coordinating Committee) результаты настоящей работы признаны одним из 20 лучших достижений в сфере исследований аутизма в 2016 г. Авторы работы выразили надежду на то, что проведенный поиск, действительно, в будущем сможет приблизить ученых и клиницистов к достижению цели направленной, персонализированной терапии и реабилитации людей с РАС.

  • Center for Brain Health (2017) Predicting treatment effectiveness for adults with autism. ScienceDaily, June 14 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/06/170614091759.htm).
  • Yang Y.J.D., Allen T., Abdullahi S.M. et al. (2017) Brain responses to biological motion predict treatment outcome in young adults with autism receiving Virtual Reality Social Cognition Training: Preliminary findings. Behav. Res. Ther., 93: 55–66.

Наталья Савельева-Кулик