Дети получают большее удовольствие от игр с домашними животными, чем от общения с братьями и сестрами — к такому выводу в ходе нового исследования пришли ученые Кембриджского университета (University of Cambridge), Великобритания. Более того, исследователи отметили, что дети чаще всего лучше чувствовали себя в компании животных, чем в обществе ближайших родственников. Результаты работы представлены в журнале «Journal of Applied Developmental Psychology».
Во многих странах домашние животные присутствуют у большинства семей, однако исследований, направленных на изучение взаимоотношений детей и животных проведено немного. Руководитель данной работы доктор Метт Касселлс (Matt Cassells) отметил, что любой человек, у которого в детстве была собака, кошка или любой другой домашний любимец, знает, что отношения с ними развиваются также, как и с людьми. Однако о том, как общение с животными влияет на отношения с членами семьи, например с братьями и сестрами, было неизвестно, поэтому данный вопрос стал предметом нового исследования. Ученые предположили, что в конечном счете полученные результаты позволят понять, каким образом домашние питомцы способствуют гармоничному развитию здоровья.
Участниками данной работы стали 77 детей (возраст — 12 лет), которые имели братьев или сестер и одного или несколько домашних животных. В интервью, проведенных в ходе исследования, дети сообщили ученым о том, что с животными у них более прочные отношения, чем с другими членами семьи, и меньше конфликтов. Наибольшее удовольствие от общения с животными отмечали владельцы собак. Авторы работы установили, что даже несмотря на то, что животные не могли полностью понять ребенка или ответить ему, близость взаимоотношений между ними была не меньше, чем между ребенком и его братом или сестрой. Более того, то, что животные не могут понять и ответить, может быть их преимуществом — их отношение остается абсолютно непредвзятым.
В ходе предыдущих работ ученые отметили, что мальчики чаще больше привязаны к домашним животным, чем девочки, однако в данном исследовании специалисты получили противоположные результаты. Так, представители обоих полов сообщали об удовольствии при общении с животными, однако девочки чаще рассказывали дополнительную информацию о домашнем любимце, особенностях общения с ним и конфликтных случаях, что, возможно, свидетельствует о том, что девочки взаимодействуют с питомцами на более тонком уровне.
Ученые полагают, что полученные результаты можно рассматривать как дополнительные доказательства того, что домашние животные влияют на развитие ребенка и их присутствие в доме имеет долгосрочное положительное влияние на становление социальных навыков и эмоционального состояния. Именно социальная поддержка, которую дети получают от домашних животных, в дальнейшем положительно сказывается на их психологическом благополучии в жизни. Исследователи полагают, что в ходе последующих работ следует продолжать изучение перспективного влияния домашних животных на развитие детей.
- Cassels M.T., White N., Gee N. et al. (2017) One of the family? Measuring young adolescents’ relationships with pets and siblings. J. Appl. Devel. Psychol., Jan. 20 [Epub. ahead of print].
- University of Cambridge (2017) Pets are a child’s best friend, not their siblings. ScienceDaily, Jan. 29 (http://www.sciencedaily.com/releases/2017/01/170129111001.htm).
Юлия Котикович