В ходе недавнего исследования ученые из Еврейского университета (Hebrew University) в Иерусалиме, Израиль, получили новые данные о процессах в головном мозгу, которые лежат в основе дислексии — патологии, проявляющейся проблемами в чтении и письме. Они определили, что при данном расстройстве у пациентов наблюдается нарушение формирования имплицитной памяти. Этот тип долгосрочной памяти отвечает за формирование и сохранение автоматизированных навыков в процессе нейрональной адаптации. Ученые полагают, что полученные результаты могут способствовать разработке методов ранней диагностики и лечения указанного состояния.
Дислексия — состояние, приводящее к трудностям в обучении. Только в Великобритании оно отмечается у 5–10% населения и проявляется в нарушении процессов чтения и письма, не влияя при этом на показатели общего интеллекта. В ходе данной работы ученые решили провести ряд экспериментов для того, чтобы изучить биологические механизмы, определяющие развитие патологии. Они отметили, что дислексия чаще всего диагностируется при возникновении проблем с чтением, однако известно, что люди с таким расстройством особым образом выполняют и другие простые задания, например определение различий в частоте тона. В ходе предыдущих работ ученые установили, что дислексия развивается вследствие неверного формирования имплицитной памяти и неэффективной интеграции информации от раздражителей. Такая память позволяет не раздумывая поступать привычным способом в часто повторяющихся ситуациях. Целью данной работы был поиск ответа на вопрос — почему у людей с дислексией этот тип памяти в некоторых случаях формируется с ошибками?
Для ответа на вопрос ученые под руководством доктора Мерав Ахисар (Merav Ahissar) проанализировали навыки 60 человек, у 30 из которых был диагностирована дислексия. Их просили сравнить высоту тонов двух звуков и прочесть вслух определенный текст. Ответы всех участников в какой-либо степени определялись имплицитной памятью на основании предыдущих раздражителей. Специалисты отметили, что люди с дислексией редко руководствовались воспоминаниями о раздражителях, которые встречали некоторое время назад. Это позволило им предположить, что данный вид памяти у людей с дислексией разрушается значительно быстрее, чем у их здоровых сверстников.
Для проверки предположения ученые увеличивали продолжительность временных интервалов между последовательными стимулами и оценивали поведенческие отклонения и нейрональный ответ от участков коры больших полушарий головного мозга, с помощью которых происходит анализ аудиоинформации. Оказалось, что образовавшаяся имплицитная память у людей с дислексией сохранялась ограниченное время, что сказывалось на скорости их чтения.
Эксперты пояснили, что формирование адекватного стандартного ответа на повторяющиеся раздражители имеет решающее значение для формирования многих навыков, в том числе чтения. Тем не менее в то время как короткая имплицитная память препятствует эффективной реакции на стандартные стимулы, это может быть преимуществом при столкновении с неожиданными раздражителями, например, с новыми событиями в череде предсказуемых. Исследователи полагают, что для дальнейшего изучения выявленных биологических механизмов необходимо проведение дополнительных работ.
- eLife (2017) Dyslexia linked to shorter memory trace of previous stimuli. ScienceDaily, Jan. 24 (http://www.sciencedaily.com/releases/2017/01/170124111318.htm).
- Jaffe-Dax S., Frenkel O., Ahissar M. (2017) Dyslexics’ faster decay of implicit memory for sounds and words is manifested in their shorter neural adaptation. eLife, Jan. 24 [Epub. ahead of print].
Юлия Котикович