Использование спортивных игр в виртуальной реальности улучшает поведение школьников с расстройствами поведения и психическими расстройствами по сравнению с обычными уроками физкультуры.
Таковы результаты небольшого исследования американских ученых из Бостона, Массачусетс. Участниками исследования стали 103 ребенка (средний возраст примерно 12 лет, преимущественно мальчики) с психическими расстройствами, посещающих дневную терапевтическую школу. Около 40% участников имели нарушения аутистического спектра, около 60% — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Расстройства настроения выявляли примерно у 30%, тревожные расстройства — примерно у 40% детей.
В ходе перекрестного исследования продолжительностью 14 нед дети были случайным образом распределены на маленькие группы (≤14 человек), каждая из которых занималась в отдельной комнате. Все участники в течение первых 7 нед вместо стандартных уроков физической культуры занимались на специальных велотренажерах с установленными экранами виртуальной реальности (преимущественно аэробные нагрузки). Такие занятия проводили дважды в неделю, сперва в течение 10 мин, а затем постепенно довели их продолжительность до 30–40 мин (длительность обычного урока).
По окончании первых 7 нед все участники перешли на контрольный этап исследования, продолжив ранее прерванные занятия физической культурой (преимущественно анаэробные нагрузки) вместе со своими классами с фокусом на командные виды спорта, социализацию, улучшение моторных навыков.
Согласно результатам исследования, в тот период, когда дети получали аэробные нагрузки с применением виртуальной реальности, их поведение значительно улучшалось. Случаи недостаточного самоконтроля и получения дисциплинарных взысканий регистрировали на 32–51% реже, чем в контрольный период. Наиболее сильно этот эффект был выражен в те дни, когда проводились занятия с применением виртуальной реальности, но он также сохранялся и в остальные дни недели.
Руководитель исследовательской группы Эйприл Боулинг (April Bowling) из отдела общественного здоровья Гарвардского университета (Harvard University), Бостон, США, пояснила, что ранее результаты многих исследований продемонстрировали положительное влияние аэробных нагрузок на настроение и поведение. Улучшение настроения позволяет детям лучше контролировать свое поведение, в том числе и в классе. При этом применение методики виртуальной реальности, возможно, повышает мотивацию участников исследования.
Результаты этого исследования не могут быть трансполированы на традиционные общеобразовательные школы, однако дают почву для дальнейшего изучения вопроса.
- Bowling A., Slavet J., Miller D.P. et al. (2017) Cybercycling effects on classroom behavior in children with behavioral health disorders: an RCT. Pediatrics, Jan. 9 [Epub. ahead of print].
- Rapaport L. (2017) ‘Cybercycling’ during gym class tied to better school behaviour. Jan. 10, Medscape (http://www.medscape.com/viewarticle/874198).
Алина Жигунова