Обучение новым, трудным в когнитивном плане навыкам — в частности, пользовательским навыкам по работе с планшетом — положительно влияет на когнитивную сферу у людей пожилого возраста, способствуя у них повышению скорости обработки информации.
Таковы результаты проспективного рандомизированного контролируемого исследования, проведенного шотландскими учеными Университета Хериота — Уатта (Heriot-Watt University), Эдинбург, Шотландия. По мнению одного из авторов исследования Алана Гоу (Alan Gow), именно скорость обработки данных является самым чувствительным в плане старения аспектом когнитивной сферы; вероятно, именно снижение этого параметра определяет дальнейшие изменения.
Если это предположение верно, то, как считают авторы исследования, целесообразно ориентироваться именно на замедление регресса в области скорости обработки данных, чтобы максимально сохранить когнитивные навыки у пациентов геронтологического профиля.
Участие в сложных (в когнитивном плане) задачах связано с поддержанием познавательных способностей по принципу «используй или потеряешь» («use it or lose it»). На сегодняшний день большинство исследований, направленных на улучшение или сохранение мыслительных навыков, сконцентрированы именно на постоянной тренировке когнитивной сферы с помощью повторяющихся заданий определенного типа.
В ходе исследования «Планшет для здорового старения» (Tablet for Healthy Ageing) 43 участника в возрасте 65–76 лет были разделены на две группы. Участники группы вмешательства в течение 10 нед посещали еженедельные двухчасовые занятия по обучению пользовательским навыкам работы с электронным планшетом. Авторы исследования предварительно уточнили, что никто из участников ранее не умел обращаться с планшетом. Бóльшая их часть ранее использовали только стационарный компьютер, причем прежде всего для того, чтобы проверить электронную почту или найти нужную информацию в интернете.
Дополнительно людям пожилого возраста группы вмешательства предлагали выполнять домашние задания, при этом дома они могли беспрепятственно пользоваться планшетом столько времени, сколько им хотелось. В среднем участники исследования проводили за планшетом около 1,3 ч/сут (с учетом домашних заданий, групповых занятий и индивидуального использования устройства).
При подведении итогов установлено, что люди пожилого возраста группы вмешательства продемонстрировали значимое повышение скорости обработки данных (p=0,002), в то время как участники контрольной группы, не использовавшие планшет в течение этих 10 нед, сохранили этот параметр неизменным.
В то же время в отношении понимания текстов, оперативной памяти и общего восприятия подобных закономерностей не выявлено. Возможно, это связано с небольшим размером выборки и малой продолжительностью вмешательства.
Авторы исследования предполагают, что проведение дальнейших, более крупных исследований в заданном ими направлении позволит точнее определить, какую пользу способны получить люди пожилого возраста в результате когнитивных тренировок с помощью электронных устройств.
- Harrison P. (2016) Computer tablet training ups processing speed in older adults. Medscape, Dec. 13 (http://www.medscape.com/viewarticle/873240).
- Vaportzis E., Martin M., Gow A.J. (2016) A tablet for healthy ageing: the effect of a tablet computer training intervention on cognitive abilities in older adults. Am. J. Geriatr. Psychiatr., Dec. 5 [Epub. ahead of print].
Алина Жигунова