Согласно данным нового исследования, проведенного учеными Школы медицины Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine), США, травматические стрессовые ситуации по-разному влияют на головной мозг мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Исследователи пришли к заключению, что у девушек с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), в отличие от юношей, область мозга, отвечающая за эмоции и действия, подвергается ускоренному развитию. В частности, гендерные морфологические отличия среди людей молодого возраста с ПТСР выявлены в одной из областей островка головного мозга, принимающей сигналы тела и участвующей в эмоциональном отклике и сопереживании.
Известно, что островок головного мозга активно участвует в процессах интеграции чувств, ответных действий. В данном исследовании впервые показаны различия между пациентами с ПТСР женского и мужского пола в области островка головного мозга, интегрирующего эмоциональные реакции и эмпатию. Старший автор научного проекта Виктор Каррион (Victor Carrion), доктор медицинских наук, профессор психиатрии и бихевиористики в Стэнфордском университете, отмечает, что островок головного мозга, по-видимому, играет ведущую роль в развитии ПТСР, а различия, выявленные при сканировании структур мозга девушек и юношей, переживших психологическую травму, тем более важны, поскольку могут помочь в объяснении симптомов гендерных различий при подобных травмах.
ПТСР представляет собой психическое состояние, возникающее в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций. Различные симптомы, такие как выпадение памяти о травмирующих событиях или избегание, высокий уровень тревожности, психопатологические переживания, могут сохраняться в течение месяца и более после психологической травмы. В то же время известно, что среди людей молодого возраста, перенесших травматический стресс, лишь у некоторых может развиться ПТСР. У лиц с ПТСР могут возникать воспоминания о травматических событиях, что будет влиять на их желание избегать ситуаций, мест, людей и вещей, способных напоминать о травме, что, в свою очередь, будет способствовать социальной отгороженности, нарушениям сна и концентрации внимания. В ранее проведенных исследованиях выявлено, что девушки, получившие травматический опыт, в дальнейшем более подвержены развитию ПТСР, чем юноши, однако причина этого оставалась неизвестной.
В настоящем исследовании проведено магнитно-резонансное сканирование структур головного мозга 59 участников в возрасте 9–17 лет. У 30 из них (14 девочек и 16 мальчиков) были симптомы травмы, 29 остальных участников были здоровы, представляя контрольную группу. Возраст и IQ участников основной группы и контрольной были равнозначны. Среди лиц основной группы 5 участников пережили единичный эпизод травматической стрессовой ситуации, тогда как остальные 25 — испытали два и более эпизода или же были подвержены хроническому травматическому воздействию.
По результатам магнитно-резонансного сканирования ученые не выявили различий в структурах головного мозга участников контрольной группы. Однако у юношей и девушек с травматическим стрессовым опытом исследователи выявили изменения в передней части круговой борозды (anterior circular sulcus) островка головного мозга. Эта область мозга имела больший объем и поверхность у юношей, имеющих стрессовый травматический опыт, чем у лиц контрольной группы. Однако площадь поверхности и объем указанного участка были меньше у девушек, перенесших травматический стресс, по сравнению с группой здоровых лиц одного пола.
Известно, что по мере взросления человека островок головного мозга подвергается изменениям, постепенно уменьшаясь в объеме. Поэтому полученные результаты нового исследования могут означать, что травмирующие ситуации могут ускорять процесс созревания островка головного мозга у девушек с проявлениями ПТСР. Меган Клабанд (Megan Klabunde), ведущий автор исследования и преподаватель психиатрии и бихевиористики, отметила, что в настоящее время известно ряд исследований, результаты которых свидетельствуют о том, что серьезный стресс может оказывать влияние на раннее половое созревание у девочек.
Ученые полагают, что результаты новой работы, демонстрируя гендерные различия в управлении эмоциями, могут предоставить возможность в разработке дифференцированных подходов в лечении ПТСР и эмоциональных расстройств. Однако для более глубокого понимания половых различий в области мозга, ответственной за обработку эмоциональных реакций, потребуется проведение дальнейших проспективных исследований с участием лиц разного пола, перенесших травматический стресс.
- Stanford University Medical Center (2016) Traumatic stress changes brains of boys, girls differently. Science Bulletin, Nov. 11 (http://sciencebulletin.org/archives/7715.html).
Наталья Савельева-Кулик