Предложены новые рекомендации по безопасному использованию медиа-устройств детьми

31 жовтня 2016 о 14:21
635

Предложены новые рекомендации по безопасному использованию медиа-устройств детьмиНеотъемлемой частью жизни современных детей и подростков являются традиционные и усовершенствованные формы медиа-устройств. В ранее проводимых исследованиях, посвященных изучению влияния на здоровье детей таких традиционных средств массовой информации, как телевидение, сообщалось об отдельных негативных эффектах, связанных с продолжительностью просмотра телепередач и их содержанием. За последние десятилетия использование медиа-устройств, включая интерактивные и социальные медиа-приложения, значительно увеличилось. Однако результаты изучения этого вопроса свидетельствуют о том, что применение новых средств информации по-прежнему сопряжено как с преимуществами, так и с определенным риском для здоровья детей и подростков.

Недавнее исследование, проведенное специалистами Мичиганского университета здравоохранения (University of Michigan Health System), США, представляет собой обзор актуальных сведений, касающихся положительного и отрицательного влияния медиа-устройств на здоровье и развитие детей от рождения до совершеннолетия. Основываясь на фактических данных, исследователи пришли к заключению, что к позитивным сторонам использования цифровых и социальных медиа можно отнести, прежде всего, раннее обучение, получение новых идей и знаний, расширение социальной поддержки, установление новых контактов, а также новые возможности доступа к актуальной информации по поддержанию и укреплению здоровья медиа-пользователей. В то же время негативные эффекты от применения таких медиа-устройств включают отрицательное воздействие на сон, внимание и обучаемость, повышение частоты развития депрессивных состояний, избыточной массы тела, риски, связанные с получением некорректной и/или небезопасной информации, а также установление контактов, ставящих под угрозу безопасность и конфиденциальность личной информации.

Бесспорно, что основой в укреплении здоровья и хорошего самочувствия подрастающего поколения является поддержание адекватной физической активности, здорового питания, гигиены сна, а также формирование дружественной социальной среды. Поэтому новые рекомендации, предложенные исследователями под эгидой Американской педиатрической академии (American Academy of Pediatrics), регламентируют не только количество времени, проводимого детьми за цифровыми устройствами, но и то, как, когда и где они их используют. Так, разработанный специалистами «План здорового использования медиа-устройств в семье» (Family Media Use Plan — http://www.healthychildren.org/MediaUsePlan) индивидуализирован для каждого отдельного ребенка, подростка или семьи и направлен на определение соответствующего баланса между временем, проводимым перед экраном устройства/временем в сети, другими видами деятельности и установление границ доступа к контенту. Кроме того, рекомендации предлагают управление отображением личной информации, поощрение развития соответствующих возрасту уровня критического мышления и цифровой грамотности, а также поддержание открытого общения членов семьи с выполнением установленных правил по использованию медиа-устройств.

В частности, новые принципы использования медиа-устройств для родителей детей в возрасте 0–5 лет включают следующие рекомендации:

  • Избегайте использования цифровых медиа-устройств (за исключением видеочатов) детьми в возрасте до 24 мес.
  • Если цифровое устройство предлагается детям в возрасте 18–24 мес, выбирайте высококачественное программное обеспечение и используйте медиа-устройство вместе с вашим ребенком.
  • Не насаждайте принудительно раннее обучение ребенка использованию цифровых устройств, в этом нет необходимости, поскольку интерфейсы медиа-устройств достаточно понятны для того, чтобы ребенок быстро их освоил, как только начнет их применять.
  • Для детей в возрасте 2–5 лет следует ограничить время, проведенное перед экраном медиа-устройства с высококачественным программным обеспечением, до 1 ч в день. Проводите время вместе с вашим ребенком, помогая ему понять, что он видит.
  • Избегайте программ и приложений с большим количеством отвлекающего содержания или сценами жестокости.
  • Выключайте телевизоры, компьютеры и другие медиа-устройства, когда они не используются.
  • Избегайте использования медиа-устройств в качестве единственного способа успокоить вашего ребенка. Это может привести к проблемам с саморегуляцией и способностью к самостоятельному преодолению эмоциональных состояний.
  • Проверяйте медиа-приложения, прежде чем ваш ребенок начнет использовать их, и играйте вместе.
  • Оберегайте ваше пространство от внешних вмешательств во время приема пищи, в спальне, а также в свободное время, которое вы проводите вместе с детьми. На это время родители могут выключать свои телефоны.
  • Установите правило: не использовать медиа-устройства в течение 1 ч перед сном.
  • Reid Chassiakos Y., Radesky J., Christakis D. et al. (2016) Children and adolescents and digital media. Pediatrics, 138(5), Oct. 21 (http://pediatrics.aappublications.org/content/early/2016/10/19/peds.2016-2593).
  • University of Michigan Health System (2016) Pediatricians update digital media recommendations for kids. Science Bulletin, Oct. 21 (http://sciencebulletin.org/archives/6726.html).

Наталья Савельева-Кулик