В условиях стремительного темпа, которым характеризуется развитие медицинской и фармацевтической науки, в профессии врача есть одна насущная потребность — постоянное, буквально ежедневное повышение своей профессиональной квалификации. Для этого существуют целые академии последипломного образования, проводятся курсы повышения квалификации, а также различные научно-практические мероприятия — конгрессы, симпозиумы, семинары и конференции. В их ходе врачи-практики получают новую информацию в той или иной области медицины, знакомятся с мнением ведущих отечественных и зарубежных экспертов, обмениваются опытом с коллегами, узнают о новых продуктах и подходах к диагностике и лечению. Однако и этого мало. Но где найти время на процесс беспрерывного профессионального усовершенствования? Если многие работают на 1,5 ставки, часами трудятся в операционных, бегают по участку до позднего вечера? И в таком цейтноте необходимо еще умудриться найти время для семьи.
Вот здесь на помощь и приходят медицинские представители — это сотрудники фармацевтических компаний, зачастую с высшим медицинским образованием, зачастую имеющие за плечами не один год работы в практическом здравоохранении, хорошо знающие проблемы, с которыми сталкиваются в своей повседневной работе врачи, и готовые предложить им самый современный и эффективный путь их решения. За время визита, который длится несколько минут, врач может узнать о результатах последних проведенных в мире исследований, об открытиях в медицине и фармации, о новых препаратах, их ценах и доступности для пациента. Учитывая низкий уровень финансирования государством медицинской отрасли, в том числе и образовательных программ для врачей, именно производители лекарственных средств играют основную роль в усовершенствовании профессиональных навыков. Соответственно, львиную долю затрат по информационно-образовательной работе берут на себя основные драйверы развития медицины — фармацевтические компании.
Среди всех мероприятий, проводимых фармацевтическими компаниями, которые направлены на продвижение лекарственных препаратов, по данным системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», разработанных на основании данных телефонного опроса компании «Морион», наибольшую долю по воспоминаниям врачей в I кв. 2012 г. занимают визиты медицинских представителей (рисунок).
Стоит отметить, что в исследовательском проекте по изучению активности фармкомпаний принимают участие и многие читатели журнала «Український медичний часопис». Исследование проводится компанией «Морион» ежемесячно в режиме телефонного анкетирования среди врачей 17 специальностей стационаров и поликлинического звена в 30 крупнейших городах Украины. Во время телефонного разговора с врачом оператор нашего call-центра задает несколько вопросов, касающихся их практической деятельности и взаимодействия с медицинскими представителями.
Полученные данные статистически обрабатываются и в обобщенном (обезличенном) виде используются для подготовки аналитических публикаций, статей и т.д. Результаты опроса служат основой для формирования целостной картины о процессах, происходящих на фармацевтическом рынке, а также основных тенденциях медицины в разрезе специальностей.
В зависимости от специальности врача активность взаимодействия с медицинскими представителями имеет свои особенности. Например, лекарственное средство, которое активно промотировали среди урологов, практически не предлагагалось у психиатров и, соответственно, не назначалось ими, и наоборот. Для наглядности предлагаем вашему вниманию топ-5 брэндов лекарственных средств по количеству воспоминаний о назначениях среди врачей различных специальностей по итогам I кв. 2012 г. (табл. 1).
среди врачей различных специальностей по итогам I кв. 2012 г.
Специальность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|---|
Терапевты/семейные врачи | АУГМЕНТИН | БЕРЛИПРИЛ | КАРДИОМАГНИЛ | БИСОПРОЛОЛ | КОНКОР |
Гинекологи | ДУФАСТОН | УТРОЖЕСТАН | СУМАМЕД | ЦЕФТРИАКСОН | ГЕКСИКОН |
Педиатры | СУМАМЕД | АУГМЕНТИН | ЦЕФОДОКС | ГРОПРИНОЗИН | ЛАЗОЛВАН |
Неврологи | АКТОВЕГИН | ЦЕРАКСОН | ДИКЛОБЕРЛ | ЦЕРЕБРОЛИЗИН | КАВИНТОН |
Хирурги | ЦЕФТРИАКСОН | ДЕКСАЛГИН | ДЕТРАЛЕКС | КЛЕКСАН | ДИКЛОБЕРЛ |
Кардиологи | КАРДИОМАГНИЛ | КОНКОР | БИСОПРОЛОЛ | АТОРИС | БИ-ПРЕСТАРИУМ |
Анестезиологи | РЕФОРТАН | ДЕКСАЛГИН | РЕОСОРБИЛАКТ | ЦЕФТРИАКСОН | ЦИБОР |
Ортопеды/травматологи | ДИКЛОБЕРЛ | ДЕКСАЛГИН | МОВАЛИС | НИМЕСИЛ | ЦЕФТРИАКСОН |
Отоларингологи | СИНУПРЕТ | АУГМЕНТИН | ЦЕФОДОКС | НАЗОНЕКС | ФЛЕМОКЛАВ |
Психиатры | ГАЛОПЕРИДОЛ | КЛОПИКСОЛ | РИСПЕРОН | СОЛЕРОН | ЦИПРАЛЕКС |
Дерматологи/венерологи | ЛОКОИД | ЭЛОКОМ | КУТИВЕЙТ | ЭРИУС | АЛЕРОН |
Урологи | ОМНИК | КАНЕФРОН | ФОКУСИН | ЦЕФТРИАКСОН | ОФЛОКСИН |
Эндокринологи | ДИАБЕТОН | ГЛЮКОФАЖ | СИОФОР | АМАРИЛ | L-ТИРОКСИН |
Офтальмологи | ТРАВАТАН | ФЛОКСАЛ | ВИГАМОКС | ТОБРЕКС | ТОБРАДЕКС |
Гастроэнтерологи | КРЕОН | КОНТРОЛОК | ГЕПТРАЛ | УРСОФАЛЬК | ОМЕЗ |
Аллергологи/пульмонологи | СЕРЕТИД | АУГМЕНТИН | БЕРОДУАЛ | СИМБИКОРТ | ЛАЗОЛВАН |
Онкологи | ДОКСОРУБИЦИН | ЦИСПЛАТИН | КАРБОПЛАТИН | ЦИКЛОФОСФАН | ПАКЛИТАКСЕЛ |
В целом |
АУГМЕНТИН |
ЦЕФТРИАКСОН |
АКТОВЕГИН |
СУМАМЕД |
КАРДИОМАГНИЛ |
Активность фармацевтических компаний также определяется частотой посещения врачей медицинскими представителями, организации конференций, семинаров для врачей.
Отдельным блоком можно выделить вопросы, касающиеся каналов коммуникации как источников информации для врача: чтение специализированных медицинских изданий и их интернет-версий, получение информации о препаратах в почтовых рассылках по электронной почте. (табл. 2).
в разрезе специальностей по итогам I кв. 2012 г.
Специальность | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|
Терапевты/семейные врачи | НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ |
Гинекологи | ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИНЫ | З ТУРБОТОЮ ПРО ЖІНКУ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС |
Педиатры | ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ |
Неврологи | INTERNATIONAL NEUROLOGICAL JOURNAL | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ |
Хирурги | ХІРУРГІЯ УКРАЇНИ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | КЛІНІЧНА ХІРУРГІЯ |
Кардиологи | ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ |
Анестезиологи | МЕДИЦИНА НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | БІЛЬ, ЗНЕБОЛЮВАННЯ І ІНТЕНСИВНА ТЕРАПІЯ |
Ортопеды/травматологи | ОРТОПЕДИЯ, ТРАВМАТОЛОГИЯ И ПРОТЕЗИРОВАНИЕ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | ТРАВМА |
Отоларингологи | ЖУРНАЛ ВУШНИХ, НОСОВИХ І ГОРЛОВИХ ХВОРОБ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ |
Психиатры | НЕЙРО NEWS: ПСИХОНЕВРОЛОГИЯ И НЕЙРОПСИХИАТРИЯ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ |
Дерматологи/венерологи | УКРАЇНСЬКИЙ ЖУРНАЛ ДЕРМАТОЛОГІЇ, ВЕНЕРОЛОГІЇ, КОСМЕТОЛОГІЇ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | ДЕРМАТОЛОГІЯ ТА ВЕНЕРОЛОГІЯ |
Урологи | УРОЛОГИЯ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | ЗДОРОВЬЕ МУЖЧИНЫ |
Эндокринологи | INTERNATIONAL JOURNAL OF ENDOCRINOLOGY | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ |
Офтальмологи | ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ | ВЕСТНИК ОФТАЛЬМОЛОГИИ | НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ |
Гастроэнтерологи | СУЧАСНА ГАСТРОЕНТЕРОЛОГІЯ | НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС |
Аллергологи/пульмонологи | ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ | УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС | НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ |
Онкологи | КЛИНИЧЕСКАЯ ОНКОЛОГИЯ | ОНКОЛОГИЯ | ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ |
В целом |
УКРАЇНСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ ЧАСОПИС |
НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ |
ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ |
Для успешного рыночного развития любая фармкомпания испытывает необходимость в достоверной и надежной обратной связи с врачами. Благодаря этому компания становится ближе к врачу, понимает его потребности в области повышения профессиональной компетенции и знаний.
С помощью такого рода информации фармкомпания получает прозрачные сведения о восприятии, востребованности и доверии врачей к конкретным препаратам, и в зависимости от полученных результатов она может корригировать свои усилия в образовательных программах и развивать новые проекты, направленные на повышение информационной осведомленности врачей в сфере современных разработок в медицине. То есть, развивать навыки профессиональной аудитории и шагать в ногу со временем.
Таким образом, фармкомпании и врачи нуждаются друг в друге. Первые стремятся донести новую необходимую актуальную информацию о новшествах в фармацевтической индустрии, а вторые в повседневной врачебной практике — назначать эффективные современные препараты пациентам, тем самым обеспечивая их эффективной и безопасной терапией.
Наше издание и дальше будет информировать читателей о промоционной активности фармацевтических компаний, о новых брэндах, предпочтениях в назначении тех или иных препаратов среди врачей различных специальностей.
Пресс-служба
«Украинского медицинского журнала»