КОМПЛЕКСНОЕ КЛИНИКО-ЭТОЛОГОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ

February 28, 2003
2465
Resume

Разработан новый метод диагностики психических расстройств — комплексная диагностика речевого поведения, объединяющий клинико-психопатологический, клинико-этологический методы и комплекс методик лингвистического анализа. Целью исследования стала разработка нового диагностического метода и описание особенностей речевого поведения больных в основных диагностических рубриках. Обследовано 300 больных: 100 — с органическими психическими расстройствами; 100 — с эндогенными психотическими; 50 — с аффективными расстройствами настроения и 50 — дети с невротическими расстройствами, в сопоставлении с речевым поведением 100 здоровых лиц (по 50 взрослых и детей). Методика комплексной диагностики предполагает проведение клинико-этологического исследования в ходе специального психодиагностического интервью, аудиозапись которого впоследствии изучают с помощью комплекса методик лингвистического анализа. Описаны особенности речевого поведения указанных групп, отражающие клинические характеристики и биологическую сущность психических расстройств, социально-психологические, личностные и возрастные черты коммуникативной активности пациентов. Изучение речевого поведения у детей в норме и при невротических расстройствах позволило составить представления об онтогенезе коммуникативного поведения человека. На основании изученных особенностей речевого поведения выделены дополнительные диагностические критерии основных рубрик психических расстройств.

КОМПЛЕКСНЕ КЛІНІКО-ЕТОЛОГОЛІНГВІСТИЧНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ МОВНОЇ ПОВЕДІНКИ ПРИ ПСИХІЧНИХ РОЗЛАДАХ

Ганзин Ігор Вікторович

Резюме. Розроблено новий метод діагностики психічних розладів — комплексна діагностика мовної поведінки, який об’єднує клініко-психопатологічний, клініко-етологічний методи і комплекс методик лінгвістичного аналізу. Метою дослідження стала розробка нового діагностичного методу та опис особливостей мовної поведінки хворих в основних діагностичних рубриках. Обстежено 300 хворих: 100 — з органічними психічними розладами; 100 — з ендогенними психотичними; 50 — з афективними розладами настрою і 50 — діти з невротичними розладами, в порівнянні з мовною поведінкою 100 здорових осіб (по 50 дорослих і дітей). Методика комплексної діагностики передбачає проведення клінікоетологічного дослідження в ході спеціального психодіагностичного інтерв’ю, аудіозапис якого в подальшому вивчають за допомогою комплексу методик лінгвістичного аналізу. Описано особливості мовної поведінки зазначених груп, що відображають клінічні характеристики і біологічну сутність психічних розладів, соціально-психологічні, особистісні і вікові риси комунікативної активності пацієнтів. Вивчення мовної поведінки у дітей в нормі і при невротичних розладах дозволило скласти уявлення про онтогенез комунікативної поведінки людини. На підставі вивчених особливостей мовної поведінки виділені додаткові діагностичні критерії основних рубрик психічних розладів.

Ключові слова:клінічне дослідження, етологія, лінгвістика, мовна поведінка, психічні розлади

COMPLEX CLINICO-ETHOLOGIC LINGUISTIC RESEARCH OF SPEECH BEHAVIOUR AT MENTAL DISORDERS

Ganzin Igor V

Summary. The new method of diagnostics of mental disorders — complex diagnostics of speech behaviour combining clinico-psychopathologic, clinico-ethologic methods and complex of procedures of linguistic analysis is developed. The purpose of a research was the development of a method, descriptio of features of speech behaviour of the patients of basic diagnostic rubrics. 300 patients are examined: 100 — with organic mental disorders; 100 — endogenic psychotic; 50 — affective distresses of mood and 50 — children with neurotic distresses, in a comparison with speech behaviour 100 healthy persons (50 adults and 50 children). The method of a research suggests holding of clinico-ethologic examination during special psychodiagnostic interview, which exposes to audiotaping, and in consequent is studied by means of complex methods of linguistic analysis. The features of speech behaviour of the specified groups, reflecting clinical performances and biological nature of mental disorders, social — psychological, personal and age features of communicative activity of the patients are described. The study of speech behaviour in children, in norm and at neurotic distresses, has allowed to make representation about an ontogenesis of communicative behaviour of the man. On the establishment of the investigated features of speech behaviour the additional diagnostic criteria of basic rubrics of mental disorders are distinguished.

Key words: a clinical research, ethology, linguistics, speech behaviour, mental disorders