Всемирная организация здравоохранения подтверждает глобальную эпидемию фибрилляции предсердий

23 грудня 2013 о 11:52
1941

Распространенность и заболеваемость фибрилляцией предсердий (ФП) растут во всем мире, оказывая все более значительное воздействие на такие показатели здоровья населения, как утрата трудоспособности и смертность. К таким выводам пришли ученые Медицинского центра Cedars Sinai (Cedars Sinai Medical Center), Лос-Анджелес, США.

В целом ФП, согласно данным официальной статистики, в мире страдают 33,5 млн человек, или 0,5% населения земли. По мнению ученых, полученные эпидемиологические данные подтверждают формирование данной патологии в качестве глобальной эпидемии.

В исследовании, результаты которого опубликованы онлайн 17 декабря 2013 г. в журнале «Circulation», проведен анализ данных из ресурса Глобального бремени болезней (Global Burden of Disease — GBD). GBD — результат международного сотрудничества нескольких университетов и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), цель которого — оценка смертности и болезненности вследствие всех известных заболеваний и травм. В обзор включили 184 исследования, ⅓ которых проведены в Северной Америке и ⅓ — в Западной Европе.

В рамках повышения частоты регистрации данного вида аритмии в период 1990–2010 гг. ученые установили небольшой рост распространенности и значительный рост заболеваемости ФП, в частности:

  • В 1990 г. распространенность ФП составила 569,5 на 100 тыс. населения среди мужчин и 359,9 на 100 тыс. населения — среди женщин. В 2010 г. эти показатели повысились до 596,2 на 100 тыс. населения и до 373,1 на 100 тыс. населения соответственно.
  • В 1990 г. заболеваемость ФП составила 60,7 на 100 тыс. населения среди мужчин и 43,8 на 100 тыс. населения — среди женщин. В 2010 г. эти показатели повысились до 77,5 на 100 тыс. населения и до 59,5 на 100 тыс. населения соответственно.
  • В течение 20 лет откорригированная по возрасту смертность от ФП повысилась в 2 раза как среди женского, так и среди мужского населения. К 2010 г. откорригированная по возрасту смертность от данной патологии составила 1,6 на 100 тыс. населения и 1,7 на 100 тыс. населения соответственно. Неуклонный прогрессирующий рост смертности отмечен в 1995; 2000 и 2005 г., особенно в экономически развитых странах.
  • Инвалидность вследствие ФП также существенно возросла в период 1990–2010 гг., отмечено повышение на 18% такого показателя, как «годы жизни с поправкой на инвалидность» (disability adjusted life years — DALYs) из расчета на 100 тыс. населения.

Также, как и более высокие распространенность и заболеваемость, показатели DALYs были выше в экономически развитых странах.

По мнению специалистов, комментирующих обзор, гетерогенность эпидемиологических показателей ФП, выявленная в различных регионах мира, является важным моментом. Согласно полученным данным, наибольшее бремя ФП несут страны Северной Америки, в то время как в Юго-Восточной Азии, в частности в Японии, Северной и Южной Корее и Китае, регистрируют самые низкие показатели.

Причины такой географической гетерогенности не совсем ясны. Одним из объяснений могут быть более качественная выявляемость и лучший статистический учет в странах Северной Америки. Кроме того, факторы риска развития ФП, такие как ожирение и артериальная гипертензия, очевидно, также вносят свой вклад в региональные эпидемиологические различия. Нельзя также сбрасывать со счетов генетический фактор.

По мнению специалистов, растущее бремя ФП, а также реальная перспектива дальнейшего его нарастания по мере старения населения планеты, могут быть нейтрализованы разработкой и внедрением методов первичной профилактики развития ФП. Следует признать, что в настоящее время отсутствуют убедительные данные доказательной медицины в отношении методов предупреждения развития ФП, кроме контроля факторов кардио­васкулярного риска.

В дополнение к данным GBD и ВОЗ Европейское общество артериальной гипертензии (European Society of Cardiology — ESC) также опубликовало данные своего пилотного регистра по менеджменту и лечению больных с ФП в Европе. Представляя данные Еврообсервационной научной исследовательской программы по ФП (Euro-Observational Research Program-AF — EORP-AF), ученые в докладе отмечают, что частота применения пер­оральных антикоагулянтов у пациентов с ФП значительно возросла, однако лишь 8% больных принимают современные антикоагулянты — дабигтран, ривароксабан и апиксабан. Отмечается также, что в момент инициации пилотного регистра в феврале 2012 г. указанные препараты были недостаточно представлены на фармацевтическом рынке Европы.

В целом данные регистра EORP-AF свидетельствуют, что приверженность рекомендациям по применению пероральных антикоагулянтов у пациентов с ФП значительно возросла — до 80%, хотя у женщин данный вид фармакотерапии применяют реже. В унисон с коллегами из США эксперты ESC акцентируют внимание мировой медицинской общественности на ожидаемом удвоении численности больных ФП в возрасте ≥55 лет в ближайшие 50 лет.

    • Alonso A., Bengtson L.G. (2013) A rising tide: The global epidemic of atrial fibrillation. Circulation, December 17 [Epub ahead of print].
    • Chugh S.S., Havmoeller R., Narayanan K. et al. (2013) Worldwide epidemiology of atrial fibrillation: A global burden of disease 2010 study. Circulation, December 17 [Epub ahead of print].
    • European Society of Cardiology (2013) Management of atrial fibrillation still suboptimal in Europe. Press releases from the ESC, December 19 [Epub ahead of print].
    • Lip G.Y., Laroche C., Dan G.A. et al. (2013) A prospective survey in European Society of Cardiology member countries of atrial fibrillation management: baseline results of EuroObservational Research Programme Atrial Fibrillation (EORP-AF) Pilot General Registry. Europace, December 17 [Epub ahead of print].
    • O’Riordan М. (2013) WHO Data Confirm the Worldwide ‘Epidemic’ of AF. Medscape (http://www.medscape.com/viewarticle/818091?src=wnl_edit_tpal&uac=206720BN).

Ольга Федорова