Европа. Украина. XXI век. По стране свободно разъезжает человек, не имеющий медицинского образования, представляясь «известным нейрохирургом профессором Андреем Слюсарчуком», беспрепятственно проникает в лечебные учреждения государственной и коммунальной формы собственности, допускается администрацией к операционному столу и на глазах профессиональных медиков убивает людей. Как и почему это стало возможным в Украине? Кто покрывал Слюсарчука и способствовал его деятельности? Каким образом человек без медицинского образования был многократно допущен к проведению нейрохирургических операций? Кто ответит за последствия деятельности «Доктора Пи», в том числе и за смерти людей? Возможно ли избежать подобных трагедий в будущем? На эти и другие вопросы, волнующие сегодня все украинское общество, попытались ответить участники круглого стола «Андрей Слюсарчук: аферист или маньяк-убийца?», который состоялся 24 января 2012 г. в Институте Горшенина. В его работе приняли участие руководители СМИ, врачи, юристы, правозащитники.
Открывая работу круглого стола, Вадим Омельченко, президент «Gorshenin Group», выразил надежду, что это мероприятие даст толчок и привлечет внимание как профессиональных кругов, так и широкой общественности к одной большой проблеме, которая, по его мнению, лежит в основе всех негативных явлений, происходящих в Украине. Эта проблема — равнодушие. Ведь дело не в самом Слюсарчуке, а в том, почему его преступления стали возможными. На глазах всей страны на протяжении многих лет действовал мошенник, который ранее уже проходил по двум уголовным делам — в 1996 и 2000 г. Выдавая себя за врача, он устанавливал фальшивые диагнозы, запугивал людей угрозой смерти и торговал психотропными препаратами. По данным журналистского расследования газеты «Экспресс», которые сейчас переданы в правоохранительные органы, результатом его деятельности было по меньшей мере 12 человеческих смертей. Все это время врачи, которые присутствовали на операциях, молчали. Люди, которые знали историю этого человека, молчали. Молчат, к сожалению, и сегодня. И один из мотивов, который заставил сегодня собраться участников круглого стола, это то, что Слюсарчуку инкриминируется исключительно мошенничество и подделка документов.
Владимир Застава, Институт Горшенина, отметил, что когда журналисты задавали вопрос, как могли допустить к проведению операций человека без медицинского образования врачам, которые находились с ним в операционной, единственным аргументом с их стороны было: «А кто мы такие, чтобы проверять документы у такого известного «специалиста», которого показывают по телевизору и с которым Президент Украины здоровается за руку. Уже после операций к нему возникало недоверие, он никогда не возвращался в одну и ту же клинику».
Ольга Богомолец, заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, считает, что допуск к операционному столу человека без медицинского образования является нарушением законодательства, которым четко регламентируется, кто, когда и где может заниматься врачебной практикой. За соблюдением этой процедуры обязан следить главный врач лечебного учреждения. Значит, те главные врачи, которые законодательство нарушили, должны нести за это ответственность. Другой вопрос — как и почему это произошло? Она не исключает возможности, что визиту псевдоврача предшествовал телефонный звонок из регионального управления здравоохранения, с соответствующими указаниями допустить «профессора» в операционную. Характерно то, что среди больниц, в которых «оперировал» Слюсарчук, нет ни одной частной клиники, все они — государственной и коммунальной формы собственности. Это свидетельствует о том, что главные врачи частных клиник более ответственно относятся к тому, кого допускать к лечебному процессу. А руководители государственных и коммунальных больниц являются заложниками вертикали власти. Они знают, что если не выполнят даже устного распоряжения начальства, им очень быстро найдут замену. Также определенную роль в развитии этих драматических событий сыграла мощная рекламная компания в средствах массовой информации, которая подталкивала людей обращаться за медицинской помощью к псевдоврачу, не имеющему медицинского образования.
По мнению О. Богомолец, Андрей Слюсарчук — экспериментатор, который на протяжении многих лет ставил эксперименты над больным украинским обществом, обществом, парализованным страхом, и потому беспомощным. Этот страх — потерять то, что имеешь — заложен уже на генетическом уровне, его прививали нам начиная с 1917 г. Это явление носит в нашем государстве системный характер. Преступление совершают и те люди, которые допускают людей без соответствующей квалификации в операционную, и те, кто допускает людей в шахты, зная что работать там опасно, и многие другие. Ценой этих преступлений во всех случаях являются человеческие жизни. В Украине главной проблемой является не экономический кризис, а кризис морали и профессионализма.
И конечно же человек без медицинского образования не мог получить ни степень доктора медицинских наук, который ему присвоила Высшая аттестационная комиссия Украины, ни звание профессора, присвоенное Министерством образования, науки, молодежи и спорта Украины, и ему не была бы Указом Президента Украины от 30.09.2011 г. № 960/2011 присуждена государственная премия в номинации «научные достижения в области образования», если бы он не имел покровителей на самом высоком уровне. И если действия Андрея Слюсарчука будут квалифицированы всего лишь как мошенничество, а не как убийство, и не понесут наказания все его покровители, которые делали возможным совершение этих преступлений, то это будет преступлением еще большим.
По мнению Семена Глузмана, правозащитника, президента Ассоциации психиатров Украины, Андрей Слюсарчук просто умело воспользовался ситуацией, сложившейся в нашей стране. И если бы он выбрал себе не специальность нейрохирурга, а скажем, психиатра или гигиениста, то очень быстро стал бы президентом Национальной академии медицинских наук Украины, и сейчас бы уже никто ничего не обсуждал. Было отмечено, что еще несколько лет назад киевские нейрохирурги рассказывали о каком-то странном молодом человеке, который пытается забрать кафедру нейрохирургии у известного профессора. Нейрохирурги из Львова сообщали, что им были прямые звонки из Областного управления здравоохранения с требованием допустить Андрея Слюсарчука в операционную. Уже тогда все понимали, что к медицине он не имеет ни малейшего отношения, однако наше общество позволило ему продолжать свою преступную деятельность. Почему это возможно? Ни для кого не секрет, что в Украине сотни докторов наук, знания которых равны знаниям Слюсарчука, но у них есть официально защищенная докторская диссертация. При отсутствии стандартов лечения и строгой ответственности за их нарушение зачастую врачи, преследуя коммерческие интересы, назначают своим пациентам совершенно бесполезные процедуры и препараты. Существует множество средств, официально зарегистрированных в Министерстве здравоохранения, которые якобы лечат все возможные и невозможные заболевания, включая такие, как болезнь Дауна. Поэтому случаи, аналогичные тому, который сейчас обсуждается, к сожалению, будут повторяться, пока ситуация в обществе не изменится кардинально. Потому что нет фильтров, работают деньги, наглость, какие-то другие факторы, которые в цивилизованных странах почти не действуют. С. Глузман подчеркнул, что для объективного расследования подобных ситуаций необходимо внести определенные изменения в украинское законодательство, а именно вывести судебно-медицинские экспертизы из сферы контроля Министерства здравоохранения.
Ирина Бережная, народный депутат Украины (Партия регионов), также выразила согласие с тем, что события, которые произошли в результате деятельности Андрея Слюсарчука, носят характер общенациональной проблемы. Она сказала, что как юрист, не может называть человека убийцей до решения суда, однако как у гражданина, члена общества, факты, полученные в результате журналистского расследования газеты «Экспресс», не вызывают у нее ни малейшего сомнения. Как член комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия, И. Бережная выразила готовность оказывать юридическую поддержку всем семьям пострадавших, чтобы в ходе расследования ни в коем случае ни один факт не был оставлен без внимания, и чтобы они получили грамотное юридическое сопровождение и во время следствия, и в судах. Кроме того, она заверила всех участников круглого стола, что в ближайшее время во все правоохранительные органы будут разосланы депутатские запросы, чтобы поставить это дело на самый высокий контроль, а также в Верховной Раде Украины будет инициировано создание временной следственной комиссии, для того чтобы не было допущено каким-либо образом переквалификации действий Андрея Слюсарчука и всех лиц, причастных к его преступлениям, дабы не дать им уйти от ответственности и не допустить повторения подобного в будущем.
Алексей Резников, вице-президент Ассоциации юристов Украины, отметил, что помимо мошенничества и подделки документов, в которых сейчас подозревается Андрей Слюсарчук, ему можно инкриминировать еще целый ряд преступлений, а именно: незаконную лечебную деятельность, доведение до самоубийства, либо умышленное убийство, либо нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшее смерть, незаконное проведение опытов над человеком, незаконное введение в организм наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Он подчеркнул, что ситуация, которая открылась на всеобщее обозрение в связи с деятельностью Слюсарчука, страшна для страны. И задача всех неравнодушных членов нашего общества сделать всевозможное, чтобы подобное не происходило впредь. В том, что это стало возможным, виновны другие люди. Слюсарчук не мог бы проводить своих «операций», если бы ему в этом не помогали и не позволяли этого делать другие люди. Поэтому правоохранительные органы обязаны провести соответствующие проверки, и при подтверждении фактов возбудить уголовные дела против всех главных врачей и начмедов лечебных учреждений, в которых такие «операции» проводились. Главный врач, допускающий такого, как Слюсарчук, к лечебной деятельности, должен понимать, что он несет персональную ответственность за тот вред здоровью пациента, который возможно будет нанесен даже в результате врачебной ошибки, а клиника, которую он возглавляет, должна будет компенсировать материальный ущерб пострадавшему или его родственникам. А. Резников призвал все семьи пострадавших обращаться с исками к государству Украина, если вред был нанесен в больнице государственной формы собственности, или к территориальной общине, если вред был нанесен в больнице коммунальной формы собственности, о возмещении материального ущерба. А государство и территориальные общины после выплаты компенсации должны получить эти деньги в порядке регресса с тех главных врачей и начмедов, которые допустили эти нарушения. В то же время правоохранительные органы должны возбудить в отношении этих чиновников уголовные дела как минимум по статье преступная халатность.
Николай Обиход, экс-заместитель Генерального прокурора Украины, акцентировал внимание на том, что действия Слюсарчука обросли целым рядом преступлений, совершаемых другими людьми, начиная от преступной халатности и заканчивая прямым соучастием. К сожалению, подобные явления присутствуют во всех сферах нашего общества и становятся уже привычными. Следствие должно заняться всеми этими людьми — медиками, сотрудниками милиции, работниками прокуратуры, чиновниками из различных министерств и ведомств — и все они должны понести ответственность за свои деяния. С целью более эффективного и независимого расследования этого дела Н. Обиход предложил народным депутатам обратиться к Генеральному прокурору Украины с тем, чтобы данное дело было передано в Генеральную прокуратуру.
Соня Кошкина, шеф-редактор LB.ua, отметила необходимость постоянного общественного контроля за этим делом, который должен преследовать две основные цели. Первая — чтобы никто из виновных в совершении этих преступлений не ушел от ответственности, чтобы дело не удалось тихо «замять». И вторая — сделать все возможное, чтобы подобные ситуации больше не повторялись. Для этого будет очень внимательно отслеживаться все, что касается депутатских запросов, создания временной следственной комиссии, юридические вопросы, поддержку и защиту людей, которые уже пострадали.
Автору этих строк все изложенные события очень напоминают визит Воланда в Москву, блестяще описанный нашим гениальным земляком и коллегой Михаилом Булгаковым. Только, к сожалению, в нашем случае имеют место реальные человеческие жертвы. Наши читатели наверняка неоднократно сталкивались с ситуациями, когда во время врачебной практики вам буквально навязывают какого-то малознакомого или вообще сомнительного консультанта, или такой консультант навязывается сам, громко заявляя о своей научной степени, ученом звании, должности главного внештатного специалиста района, города, области. Как вести себя с таким человеком, если видно, что уровень его профессиональных знаний, мягко говоря, оставляет желать лучшего? Кто на самом деле может быть привлечен к лечебно-диагностическому процессу и на каких условиях? Какими нормативными актами регламентируется процесс привлечения консультантов? Какова ответственность лечащего врача в случае невыполнения рекомендаций консультантов? И наконец, как практическому врачу и организатору здравоохранения оградить себя и своих пациентов от возможных негативных последствий, если на них осуществляется давление со стороны вышестоящего начальства?
На эти и другие вопросы мы попытаемся дать ответ в следующих публикациях, к их обсуждению будут привлечены юристы, специализирующиеся в области медицинского права, организаторы здравоохранения, ведущие специалисты в различных областях медицины. Задать вопрос редакции можно здесь .
Александр Устинов,
фото автора